Территория природного заказника Овиши большую часть 20-го века была, частично, закрытой военной зоной. Теперь заповедник защищает хвойные леса, дюны, ложбины и редкие растения. Но не все сюда приезжают за очарованием леса и разнообразием биотопов, есть и такие, кто едет и на тракторах, и на машинах за цветным металлом.

Оставленное Советской армией наследие – ангары и бункеры, естественно, уже пусты. Металлисты уже несколько лет назад приступили к выкапыванию кабеля связи, который тянется вдоль побережья. Провода из меди, алюминия и стали - все это было спрятано в защитную пластмассовую оболочку. Выпотрошенная сейчас она валяется в лесу как мусор и портит вид заповедника. У одних охотников за металлом было достаточно много времени, чтобы не спеша выкопать траншею, вытащить кабель, разрезать оболочку и забрать с собой, то что представляет хоть какую-то ценность. При себе металлисты нередко имеют генератор и необходимые инструменты, чтобы можно было спокойно работать в лесу. Иногда пластмассу сжигают, но это уже опасней, потому что дымом можно выдать себя.

Траншеи выкапывают и вручную, и при помощи тракторов (такой случай зафиксирован в Рое), некоторые идут более щадящим путем - выкапывают ямы, разрезают кабель и вытаскивают его наружу. «Если посмотреть на все побережье, то большая его часть перекопана — от Вентспилса до реки Ирбе, - рассказывает инспектор Управления охраны среды Даце Самите. - Копали и в Слитерском национальном парке, и в другой стороне - от Вентспилса в сторону Ужавы. Все это, конечно, печально. Мало того, что эти люди едут сюда на машинах, доезжают до самых дюн, тем самым уже нарушая закон, так они еще и выкапывают траншею. Именно вдоль нее растут редкие растения, такие как, пыльцеголовник красный, смолёвка мелкоцветковая, гвоздика песчаная. Также здесь единственное место в Латвии, где растет чашечковая тофильдия. Помимо этого сама траншея опасна для рыбаков, которые перемещаются в темное время суток, местами глубина ям составляет полметра. Сломать ногу очень просто».

В этом году по собственной инициативе сотрудники Управления охраны природы вместе с представителями Таргальского самоуправления устроили субботник, во время которого закапали траншею, длинною 4,5. К сожалению, заставить тех, кто выкопал, обратно все закопать закон пока не позволяет.

Улыбнитесь, вас снимают камеры

Поймать таких охотников крайне трудно - в среднем получается поймать одного нарушителя в год. «Нас мало - всего 5 инспекторов охраны среды на всю Курземе, у каждого куста охранника не поставишь. Благодаря финансированию были приобретены фотокамеры, которые посылают сигнал инспекторам, например, на телефон. Лесные камеры реагируют на движение и терморегуляцию. Их ставят в тех местах, куда, вполне вероятно, вернутся охотники за металлом», - рассказала Даце.

На наш вопрос, могут ли себя чувствовать свободно честные отдыхающие, инспектор отвечает: «Камеры не для ловли обнаженных отдыхающих в дюнах. Но в любом случае, если камера зафиксировала, то мы как госорганизация соблюдаем конфиденциальность - нечего нигде опубликовано не будет. В нашей практике пока такого не было».

Сомнительный бизнес

Является ли воровство цветного металла экономически выгодным, вопрос сомнительный. Один из пойманных воров признался инспекторам, что проделывая путь в 100 км до Овишей (сам не местный), тратит на бензин 20 евро, а заработает всего лишь 30. В начале мая на месте преступления были пойманы два человека, против них завели административное дело.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: