Активист зеленого движения Имантс Блумс сообщил о том, что на территории предприятия Био-Вента дохнут голуби, возможно, отравившись обработанным химикалиями рапсом.

Эксперты выдвигают альтернативные версии гибели голубей: от отравления семенами ядовитых сорняков до ожирения птиц вследствие переедания.

Сам активист зеленого движения дохлых голубей не видел. Об этом он узнал от приятеля, который работает на предприятии. Некоторое время назад работник наблюдал, как голуби что-то клевали в мусорниках с отходами переработки рапса, после чего вели себя весьма странно – плохо ориентировались, как будто одурманенные, и вскоре подыхали. Работник припомнил несколько таких случаев, но утверждал, что они не носили массовый характер.

В качестве доказательства он предъявил Блумсу мертвого ястреба, якобы клевавшего дохлого голубя. К сожалению, мертвая птица не попала на экспертизу в Продовольственно-ветеринарную службу, а была поспешно зарыта в землю. «Мы побоялись, что можем и сами отравиться, если концентрация химикалия слишком велика», – объяснил Блумс.

По версии Блумса и его приятеля, работающего на Био-Венте, поступающий на завод рапс или помещения для хранения рапса обрабатываются химическими веществами против грызунов и вредных насекомых. Птицы едят отравленный рапс и подыхают. Правда, сам работник Био-Венты, принесший весть о погибших птицах, не уверен, что рапс обрабатывают именно на заводе. По крайней мере, он сам этого никогда не видел. Возможно также, фермеры обрабатывают рапс химикалиями, чтобы он лучше вызревал и хранился.

Несколько умерших голубей видел на территории завода и директор по производству Индулис Стиканс. Однако он не связывает это с рапсом: скорее всего, птицы чем-то болели, – предполагает он. Стиканс категорически опровергает домыслы, что свежий рапс чем-то обрабатывается на предприятии. Без специального разрешения это делать запрещено, а если такое разрешение и поступает, то этим занимаются специализированные фирмы.

Стиканс припомнил один случай пару лет назад, когда рапс доставлялся в Вентспилс из других государств и для сохранения его качеств во время длительной транспортировки обрабатывался химикалиями. Однако после этого поступившее на завод сырье обязательно проходило обратную обработку для нейтрализации действия химикалия. В этом году весь рапс поступает в основном из Латвии и не нуждается в обработке. Кроме того, рапс хранится в закрытых емкостях, куда птицы доступа не имеют.

Производство биодизеля в Вентспилсе представляет собой замкнутый цикл, и даже отходы отжима рапса жмых пускают в дело – экспортируют в Норвегию на корм скоту. «Предприятие контролирует каждую партию поступающего рапса, переработка сырья, обработанного химикалиями, исключена», – соглашается с представителем предприятия заведующая городским отделом по надзору за средой Илга Зилниеце. Да и норвежцы, покупающие в Вентспилсе рапсовый жмых, очень строго контролируют его качество.

Версию друзей природы подвергли сомнению и опрошенные Вентас Балсс эксперты, тем более что она не подкреплена результатами экспертизы. Председатель правления Латвийского общества орнитологии Виестурс Керус согласен, что по описанию ситуация напоминает отравление птиц. Но без экспертизы невозможно сказать, чем птицы отравились. А специалист Вентспилсского отделения Продовольственно-ветеринарной службы Аусма Клаппаре придерживается мнения, что птицы могли съесть семена ядовитых сорняков, поступивших вместе с рапсом и оказавшихся позже в отходах.

К тому же многие птицы, живя рядом с людьми, теряют свои природные инстинкты. «Птицы могут страдать и умирать от переедания и ожирения», – предполагает Клаппаре. Орнитолог Керус не разделяет этого мнения, однако считает, что раз массовой гибели птиц не произошло, то и для беспокойства оснований нет.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: