Несмотря на происходящее в мире и Латвии, театральный дом Юрас варты продолжает радовать выставками. Недавно открылась персональная выставка А молодого художника Яниса Шнейдера, на которой представлены работы о поиске и обретении себя, вихре мыслей и вскрытии эмоций, физической и духовной силе. Происходит взрыв… То, что было сокрыто, выходит наружу и становится видимым. Что-то сдвинулось с мёртвой точки…

Янис Шнейдер родился в Тукумсе, учился во 2-й Тукумсской средней школе и Тукумсской художественной школе. Позже продолжил обучение в столице – в Рижской художественной средней школе им. Яниса Розентала (РХШЯР), после окончания которой поступил в Латвийскую академию художеств (ЛАХ) – сейчас Шнейдер имеет степень бакалавра в живописи и продолжает учиться в магистратуре, специализируясь на визуальной коммуникации. Параллельно учёбе Янис работает в РХШЯР и ЛАХ, где преподаёт рисование на подготовительных курсах. В остальное время он трудится над выставками, много читает и, как сам говорит, смотрит по сторонам, чтобы заметить ещё больше.

Во время учёбы в бакалавриате Янис получил очень ценный международный опыт, проведя один семестр в Королевской академии изящных искусств Антверпена (Бельгия). На чужбине появилась возможность посмотреть на всё происходящее как бы со стороны. «В некоторой степени это поиски и обретение себя», – сказал Янис. Как оказалось, зачатки представленного на выставке в т/д Юрас варты сформировались именно во время пребывания за границей. 

Одна из черт, характеризующих Яниса, – возможность увидеть вокруг то, что происходит с самим собой. Например, гуляя по мощёной улице Антверпена, Янис увидел пробивающуюся сквозь узкие щели навстречу солнечному свету траву и сравнил это со своим жизненным опытом. «Я чувствую себя как мостовая, которая пытается вскрыть себя, чтобы стать доступной для опыта и мира в целом…» – рассуждает художник. В Антверпене Янис много времени посвящал живописи, ограничивая связь с окружающими.

Творческие исследования и проявления художника – это поверхность, которая, по его мнению, есть абсолютно у всего. Люди – тоже своего рода поверхность, на которую влияет как внешнее, так и внутреннее воздействие. Например, в гневе человек морщится. И причиной жестов, движений, действий могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Поверхность имеется также у движущейся руки и улыбающегося лица.

Исследуя свои работы, Янис отмечает, что до сих пор пишет один объект на пустом фоне. Однако нарисованное в центре не является чем-то одним, потому что фон играет важную роль. Одновременно это и вопрос отношений, уважение к живописи, объекту, человеку.

Шнейдер обратил внимание на клетки, которые будто исчезают в темноте и пустоте. Работы конструктивные, архитектонические. Их смысл сложно передать словами, потому что в каждой работе запечатлено множество мыслей, за которыми сейчас практически невозможно проследить.

В работах, представленных в Юрас варты, художник оживил похожую на мостовую клетку, которая тонет во тьме. Происходит взрыв… То, что было сокрыто, выходит наружу и становится видимым. Что-то сдвинулось с мёртвой точки… Подробнее о том, что представлено на выставке, автор не говорит, давая таким образом возможность каждому посетителю пережить свои эмоции. «Не знаю, как её назвать. Думаю, конкретное название сразу стало бы ограничением для зрителя», – пояснил Янис. По его словам, выставка – это история не только о раскрытии и обнажении, но и о физической силе. «В итоге это становится всем чем угодно!»

То, что посредством своих работ хотел сказать художник, по его мнению, передаёт и художественная техника. Янис пишет масляными красками на грунтованной бумаге, что позволяет сиять сквозь белизну бумаги. Скипидаром снимается нанесённый сероватый слой, открывая невидимое глазу. Следует взрывная живопись. Так открывается скрытое. 

Следуй зову сердца

Вспоминая свои подростковые и более поздние годы, Янис отмечает, что выбрал профессию довольно легко и непринуждённо. Всё произошло естественно. Наряду с другими увлечениями, интерес к живописи был с детства, своего рода обозначая путь, по которому следует идти. «В моей семье нет ни одного художника. Я один такой. Мама – адвокат, папа – земессарг», – рассказывает Янис, добавляя, что раньше он ходил на танцы, а в школе ему нравились математика и латышский язык. Говоря о студенческом времени, Янис отмечает, что существует какая-то закономерность, поскольку большинство выпускников РХШЯР продолжают учёбу в академии. То же случилось и с ним.

Жизнь – это позволение быть

Янис не любит загадывать наперёд и вынашивать грандиозные планы: «Задумываю что-то лишь на несколько дней, поэтому не знаю, что буду делать через месяц». Художник уверен, что принятые до сих пор решения не являются высеченными в камне, но, скорее всего, искусство станет сферой деятельности, с которой он свяжет дальнейшую судьбу. «Искусство в некоторой степени – способ моего мышления. Жизнь – это река, а она не решает, куда ей течь. Она просто течёт», – приводит сравнение Янис.

Остановить вихрь мыслей

«Вдохновение сродни чувству инопланетянина. Глаза становятся такими, как у пришельца из другого мира. Всё, на что смотришь, можно считать новым и доселе не виденным. Это происходит чаще всего во время скуки», – пояснил художник. Вдохновение также появляется в ванне – вода даёт спокойствие, мысли перестают бегать. Похожие ощущения Янис получает во время прогулки по тукумсским лесным тропинкам, оставляя всё лишнее дома. Несмотря на то, что маршрут прогулки остаётся в основном неизменным, всегда удаётся заметить что-то новое. «Надо сбросить кандалы и присутствовать везде – тогда свершается всё интересное… – тихо говорит Янис, – всё вдохновляет, если этому уделяется внимание».

Хотя работы создаются в основном для себя, искусство – это способ общения с миром. По словам Яниса, произведения искусства – это икона для себя, в которой спрятано бесчисленное число мыслей. После последнего взмаха кистью или карандашного штриха каждое произведение искусства в результате становится некоей математической формулой, созданной в процессе объёмных расчётов, выкристаллизовывая лучший способ бытия.

Произведение искусства – это загадка, даже если изначально оно таковым не задумывалось. Задача зрителя разгадать эту загадку, осознавая, что нет единственного правильного решения. Самым верным, лучшим и ценным ответом будет тот, который устроит самого зрителя.

На вопрос, не хотелось ли попробовать силы в других художественных направлениях, Янис отвечает: «Намного важнее, как мне кажется, идти одним путём, но до конца. Так, чтобы утонуть в этом, а не только замочить ноги».

Ошибки и прощение

«Разрешить себе быть», – так характеризует свою философию жизни Янис. Не только позволить другим быть такими, какие они есть, но и принять их; позволить себе ошибаться и прощать себя за это. «Того, что нас объединяет, гораздо больше, нежели того, что отличает. Основа у каждого одна и та же. Всё остальное попросту наросло. Начало у всех одно, и об этом не стоит забывать!» – отметил Шнейдер.

На вопрос, что для него является выходом из зоны комфорта, Янис отвечает, что это быть открытым с самим собой. Чувствовать себя свободным и уязвлённым, потому что прятаться легче. «Надо снять броню и просто быть самим собой! Не изображать из себя кого-то, а позволить себе быть естественным! Это вечный путь!»

Интересно, что в целях саморазвития Янис нашёл место для создания своих работ, где он не боится ошибиться и учится прощать себя за промахи, мирясь с ними.

Претендует на Приз Пурвитиса

За свою вторую персональную выставку Место, которая в прошлом году проходила в столице в галерее LOOK, Шнейдер номинирован на престижный Приз Пурвитиса – 2021. Имена лауреатов будут оглашены на церемонии награждения в апреле следующего года.

Свою оценку высказала искусствовед и куратор Иева Калниня: «Что это за место на полотнах Шнейдера – деконструированное, схематично упрощённое и вместе с тем очень сложное? Пустое пространство – это идея. На выставке Шнейдера место тоже становится идеей. Выставка полностью охватывает зрителя. Небольшие по размеру произведения визуально настолько вместительны, что кажется, будто оставшееся пространство галереи проходит через них и выставка становится твоей второй сущностью. Всё понятно, и ничего не ясно. В картинах изображены некие препятствия, размытый горизонт, угол, узкие ворота, маленькая пещера, что может вызвать неуверенность, но этого не происходит. Это место настолько знакомо, что все препятствия давно уже известны. Эмоциональная близость с картинами Шнейдера поразительна, словно внутри некая навигация сообщает: «Ты достиг конечного пункта!» (…) Это качество, которое радует и вдохновляет».

Узнав о награде, Янис удивился и испугался. Его страшит то единственное направление, в котором он работает и которое сейчас признано хорошим. Однако, несмотря на то, каким будет результат, он рад данной ему оценке. Благодаря оценке Янис обрёл бóльшую популярность, «но мне нравится оставаться в тени». Это стало одной из причин, почему на работах Шнейдера больше не видно его подписи.

Следует отметить, что в 2019 году на конкурсе лучших молодых художников Северных стран и Балтии Шнейдер получил титул лучшего молодого художника.

В простоте вся сложность

Улдис Петерсондиректор Талсинского краеведческого музея, искусствовед

– С Янисом Шнейдером, тогда ещё первокурсником, познакомился на летнем пленэре в Кулдиге. Я уже тогда ему сказал, что всё у него получится! Янис спокойный, тихий, взвешенный, но допускаю, что это только внешнее проявление. Его внутренний мир проявляется в искусстве.

Мне кажется интересным, что Янис замечает и как он это преподносит. Всё это даёт мыслям зрителя. разгуляться Художник занял большую нишу, и на какое-то время ему хватит места для самовыражения. В простоте вся сложность. Показывать и создавать простые вещи всегда очень трудно. И я считаю, что заметным художником его делает именно умение выявлять простое.

Работы Яниса очень притягивают. По ним нельзя просто пробежаться глазами, в произведения надо вглядываться. Если человек по своей натуре не поверхностный, то работы Яниса не оставят равнодушным.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: