На этой неделе концертный зал Латвия отметит свой первый юбилей, пригласив гостей на концертный перформанс Один (Viens). Чтобы узнать, каким был минувший год, какие значимые события произошли и как повлиял коронавирус на работу концертного зала, незадолго до юбилея Вентас Балсс пригласила на беседу Мика Магоне, художественного руководителя концертного зала Латвия.
Сохранить качество при любых условиях
0«Как только в июле прошлого года концертный зал Латвия открыл двери для посетителей, мы начали работать без перерыва, пока нас не остановил ковид: можно сказать, последние четыре месяца были никакими, поэтому на самом деле мы можем говорить об интенсивной деятельности в течение восьми месяцев», – так начинает Мик Магоне изложение своего видения первого года работы концертного зала, неизбежно затрагивая тему коронавируса.
Когда в марте в Латвии было объявлено чрезвычайное положение, никто не мог понять, чего ожидать. К сожалению, последующие события сложились таким образом, что представители многих отраслей столкнулись с беспрецедентными трудностями. Ковид нанёс сильный удар по сектору культуры. Чрезвычайная ситуация и меры по ограничению распространения эпидемии оказали значительное влияние на сферу, в которой задействованы творческие работники, неправительственные организации, частный сектор, государственные и муниципальные учреждения, капитальные общества – их деятельность была полностью приостановлена. Требования к дистанцированию и ограничения на проведение мероприятий исключили возможность лично оказывать услуги. Даже после окончания чрезвычайной ситуации ряд ограничений, хотя и ослабленных, остаётся в силе, не позволяя задействованным в сфере культуры полностью возобновить свою деятельность.
Тем не менее, благодаря позиции самоуправления, по крайней мере, до сих пор не пришлось увольнять людей, – указывает Магоне. «Когда речь заходит о том, как мы, работники культуры, провели эти четыре месяца, то для нас всё сложилось более успешно, чем для команд трёх других концертных залов Латвии», – подчёркивает Магоне. Государственный фонд культурного капитала также предоставил дополнительное финансирование, которое было направлено на покрытие расходов. Но теперь ситуация изменилась, ограничения сняты, поэтому мы можем снова начать думать о культурных событиях. Некоторые из них уже состоялись в середине мая и перед Лиго, а на этой неделе ожидается третий подход: через три дня, с 24 по 26 июля, концертный зал отпразднует свою первую годовщину, пригласив гостей на концертный перформанс Один, творческая концепция которого принадлежит Кристе и Рейнису Дзудзило. «Перформанс станет путешествием в концертный зал по музыке композитора Дариюса Мийо (Darius Milhaud). Каждый гость сможет погрузиться в сокровенный диалог с инструментами камерного оркестра и стать частью общего восприятия музыки во время исполнения камерным оркестром шести малых симфоний в большом зале концертного зала. В честь такого события дирижёр Айгар Мери собрал юбилейный камерный оркестр, который будет выступать в эти дни. В нём будут играть музыканты из Вентспилсского камерного оркестра и смешанного хора Вентспилс, а также из других профессиональных коллективов Латвии», – говорит Магоне.
Оглядываясь на первый год работы, Мик Магоне рассказал, что почти невозможно выделить отдельные наиболее яркие события, потому что каждое мероприятие, которое состоялось в концертном зале Латвия, стоит упоминания. Например, единственное в Латвии сольное выступление известного британского органиста, дирижёра и композитора Уэйна Маршалла в декабре прошлого года. Будучи занятым дирижёром, который регулярно готовит совместные программы с самыми известными в мире оркестрами в качестве приглашённого артиста и с радостью отвечает на призыв сотрудничать в реализации современных межжанровых проектов, Маршалл также является востребованным и активно выступающим органистом.
Также можно вспомнить легендарного композитора Терри Райли, который дал первый и пока единственный концерт в Латвии. Невозможно говорить о музыке ХХ века, особенно послевоенной, не упомянув имени этого великого артиста, с которым тесно связана так называемая школа минимализма. «Общение с великим Терри Райли стало незабываемым приключением. Это икона, которой поклоняется каждый, независимо от вкуса и музыкальных предпочтений. Артист реально изменил способ мышления и создания музыки композиторов разных поколений, пианистов и других музыкантов мира, а также Латвии», – говорит Магоне. Также стоит упомянуть эмоциональный концерт австрийской артистки Ани Плашги, или Soap&Skin, – потребовалось много времени, чтобы в прошлом году напомнить о себе, вернувшись с новым альбомом.
Во время ковида команда концертного зала должна была оценить и понять, как действовать в период ограничений. После недолгих размышлений родилась спонтанная мысль: если слушателям нельзя заходить в концертный зал Латвия, то артисты сами придут к своей аудитории. «Мы хотели создать нечто реальное и осязаемое, близкое, а не отдалённое, поэтому с саксофонистом Айгаром Рауманисом, музыкантом Карлисом Клотиньшем, лиепайским дуэтом Мартиньшем Залите и Мартой Каулиней начали ездить по дворам жилых домов Вентспилса, чтобы дарить жильцам настоящую акустическую музыку», – вспоминает Магоне, признавая, что реакция людей при виде, как во двор заезжает микроавтобус, из него выходит музыкант и начинает играть на своём инструменте, была разной. Список событий можно продолжать долго, упомянув многих других артистов, которые позволили посетителям концертного зала Латвии испытать эмоциональные моменты. Несмотря на сложные условия, в это время было важно поддерживать качество, которое концертный зал способен обеспечивать и сохранять, – подчёркивает Магоне.
Следующий год работы концертного зала Латвия уже спланирован, и, поскольку появилась возможность заполнить залы посетителями, эти планы будут выполнены, а пока, исходя из текущей ситуации, понятно, что «сейчас всё это высказывается в желательном наклонении», – говорит Магоне, не теряя надежды, что очень скоро зрители смогут снова встречаться с разными артистами.
«Я испытываю искренние удовольствие и удовлетворение в связи с тем, что первый год прошёл довольно успешно, и на нашу сцену выходили всемирно известные артисты», – признаётся Магоне. Нет сомнений, что этот год был бы ещё более насыщенным, если бы не пандемия коронавируса, которая полностью всё остановила.
Фото: Юрис Гигулис.
Художественный руководитель концертного зала Латвия Мик Магоне.
Уэйн Маршалл способен исполнять на органе высокотехнологичные, мощные и динамичные композиции.
Австрийская музыкант Аня Плашга, или Soap&Skin, дала в Вентспилсе эмоциональный концерт.
Музыкант Карлис Клотиньш выступает в одном из дворов в Вентспилсе.
Оплаченная информация
Комментарии (0)