Карлис Кукаранс (на переднем плане) до сих пор работает в порту, а Армандс Андерсонс после штормов в море наслаждается штилем на пенсии.
С флагом Латвии на мачте
0КАРЛИС КУКАРАНС,
смотритель Вентспилсского свободного порта
В августе 1991 года, когда была провозглашена независимость Латвии, Карлис Кукаранс на судне Дзинтарьюра находился у берегов Ирландии. В то время он был капитаном. Получив радостные вести, команда спешила отметить знаменательный день. Кукаранс рассказывает, что среди членов команды был один матрос-художник. «Как только мы узнали о событиях в Латвии, попросили матроса нарисовать на корпусе судне герб Латвии, поскольку латвийского флага у нас тогда не было. Когда возвращались домой, на судне прошло партийное собрание. Во время него мы со старшим штурманом первыми выложили свои партийные билеты на стол. По пути домой причалили в Копенгагене, где на палубу Дзинтарьюры поднялось должностное лицо от представительства СССР и спросило, сколько коммунистов на нашем судне. Я ответил, что не знаю, за что получил упрек. Был и такой случай. Однажды вечером, когда стояли на якоре у берегов Ирландии, возле моей каюты были положены половики, и наказано, чтобы команда по ним не ходила. На нашем судне были чистота и порядок. Даже когда к нам поднимались снабженцы или агент, они в коридоре снимали обувь. В тот вечер я заслышал чьи-то шаги. Оказалось, это был комиссар, который упрекнул меня в том, что опущен трап, поскольку так на судно может пробраться шпион. Я же ответил ему, что по таким вопросам следует обращаться к штурману. И тогда комиссар понял, что никто не предает значения его словам. Как только мы зашли в порт, он собрал свои вещи и ушел. Когда вернулись в Вентспилсский порт, Дзинтарьюра стала первым судном в Вентспилсе, на котором подняли красно-бело-красный флаг Латвии. На поднятии флага, которое было организовано РК Саркана бака во главе с его председателем Арвидом Буксом, собралось несколько десятков человек. Четыре матроса, каждый из которых держал флаг за свой край, пронесли его по трапу и подняли на мачте. Мероприятие благословил священник из Канады».
АРМАНДС АНДЕРСОНС,
моряк на пенсии
В то время, когда была провозглашена независимость Латвии, Андерсонс находился у Буэнос-Айреса. Он помнит: до того, как судно достигло Канарских островов, приезжали должностные лица и агитировали выступать за то, чтобы остаться в составе Советского Союза.
«Когда до нас дошла новость о независимости, мы подняли флаг Латвии и устроили праздничный ужин. Надо сказать, во время путча возле нас роились должностные лица, предупреждавшие о том, что на берег сходить нельзя. Где мы достали красно-бело-красный латвийский флаг, уже не помню. Наверное, раздобыл кто-то активный и смелый. В то время национальный дух так и бил ключом. Помню, как на Вентспилсском рынке продавали латвийские флажки. В то время дозвониться домой было невозможно. Во время путча все спутники были заблокированы – мы пытались звонить через Кубу и Стокгольм. А когда путч закончился, и связь была восстановлена, позвонив домой, мы узнали, что у родных все в порядке».
Комментарии (0)