В этом году исполнилось бы 120 лет прославленному латышскому адмиралу и нашему земляку Теодору Спаде. В Вентспилсе живут родственники знаменитой личности – лоцман Управления ВСП Дайнис Пукитис и его сестра Вия.

Дайнис Пукитис с семьей живут в доме, который помнит Теодора Спаде, –  на ул. Парка, 3. Адмирал не жил здесь, но тайно приезжал в Вентспилс в конце 50-х и в 60-е годы, чтобы погостить у своего двоюродного брата Рихарда.

Дайнис хранит семейные реликвии – письма Теодора из царской армии и более поздние, из ссылки своему двоюродному брату и его жене (родителям Дайниса и Вии), с которыми его связывала теплая крепкая дружба. В семейном архиве сохранились фотографии. На одной из них, сделанной 18 мая 1939 года, – родители Дайниса Пукитиса, его брат и сестра вместе с Теодором. Фото сделано в Вентспилсе по случаю крестин Гунтиса (Дайнис на фото отсутствует, так как еще не родился).

Будущий адмирал родился в 1891 го­ду в Вентспилсе, в семье Юриса и Анны Спаде. Детство провел в одноэтаж­ном деревянном доме, на углу улиц Межа и Юрас, который до наших дней не сохранился. На его месте построен новый, кирпичный, а на историческое прошлое указывает лишь мемориальная доска. Родители Теодора купили дом, когда переселились в город, и отец начал заниматься рыболовством, – отмечает историк Ингрида Штрумфа.

Образование Теодор получил в Рижском политехническом институте и Петербургском военно-морском училище. В годы Первой мировой войны служил офицером Российского военного флота на Черном море. В Латвию вернулся в 1920 году, а позже активно включился в военно-морскую деятельность в составе Латвийской береговой защитной эскадры. Закончив Морскую академию Франции, стал офицером генерального штаба, а в 1931 году возгла­вил Латвийский военно-морской флот. В 1938 году получил звание ад­мирала. В те годы он, наверняка, по­сещал родной Вентспилс во время па­радов кораблей и приемов предста­вителей военных флотов других стран, – отмечает Ингрида Штрумфа.

В 1941 году Спаде выслали в Томскую область, а позднее осудили по ложному обвинению и до 1953 года держали в лагерях Сибири и Казахстана. Пребывая в страшных условиях, наш земляк не уронил чести и достоинства. Он пользовался авторитетом и уважением как у администрации, так и среди заключенных. Об этом свидетельствует тот факт, что ему доверили работу на складе, где хранились и выдавались посылки, присланные заключенным их родственниками. Мать Дайниса и Вии также посылала продуктовые посылки Теодору в лагерь, хотя ее семья в те времена терпела лишения. Самым дорогим деликатесом в продуктовых посылках была твердокопченая камбала...

В 1953 году Спаде освободили, но переезжать в Латвию на постоянное место жительства запретили, и он поселился в Казахстане, в городе Темиртау, где прожил до конца своих дней. Теодор работал бухгалтером в больнице и снискал глубокое уважение со стороны коллег и местных жителей. Известно, что он приезжал несколько раз в Латвию и тайно навещал своих родственников. «В Риге, сидя возле памятника Свободы, Спаде осознавал, что это уже не та страна и вокруг – уже совсем не те люди, которых он знал», – говорит Ингрида Штрумфа.

Родные помнят Теодора как очень эмоционального и отзывчивого человека. Рассказывают, что когда в Темиртау приехала известная латвийская скрипачка, Теодор посреди зимы умудрился найти для нее букет роз. Спаде умер в Темиртау в 1970 году, а в 1990 году его прах был перезахоронен в Риге, на Лесном кладбище.

И все же Теодору Спаде суждено было «вернуться» в Вентспилс после ухода в вечность. В 1996 году компания Остас флоте приобрела буксир, которому дали имя знаменитого адмирала. Буксир Теодор Спаде работал здесь до 2009 года, а затем был продан в Россию и, насколько известно, сейчас трудится на Каспийском море, но уже под другим названием.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: