Уже целых двенадцать дней в Вентспилсе действуют новые правила Свободного порта, предписывающие более жёсткие требования к предприятиям, проводящим погрузочные операции с химическими и нефтепродуктами.

Вентс­пилский свободный порт сделал большой шаг вперёд в сфере охраны окружающей среды, приблизившись в этой деятельности к крупнейшим портам Европы.

Вступили в силу новые правила

Вентспилсский свободный порт стал первым в Латвии, внедрившим комплексную систему контроля запахов и выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при погрузке нефтепродуктов и химпродуктов в танкера.  С 1 июня с. г. на территории Вентспилсского свободного порта действуют новые правила, которые предписывают, что при погрузке в суда нефте- или химических продуктов, у которых давление пара (по методу Рейда) составляет 27,6 килопаскалей или более (при температуре 37,8°С), а также мазута, сырой нефти или бензола используются системы контроля выбросов испарений груза. Выбросы летучих органических соединений (ЛОС) при использовании таких систем не должны превышать 10г/нм3. Оператор терминала, который перегружает вышеперечисленные продукты, создаёт систему мониторинга запахов, обеспечив электронную передачу данных в Службу капитана порта. В свою очередь, оператор терминала, который ведёт слив мазута из вагоно-цистерн на железнодорожных эстакадах, должен обеспечить, чтобы концентрация запаха на границе территории терминала не превышала 5 единиц/м3.

Внедряется система контроля запахов

Вентспилсский свободный порт (ВСП) шёл к этому давно. Один из терминалов, который перегружает светлые нефтепродукты, – Венталл Терминалc – использует систему контроля паров, выделяемых при погрузке судов, уже с 2006 года, – напомнил заместитель управляющего ВСП Гунтис Друнка. Соответствующее оборудование приобрела компания Вентамоньякc сервисс. К тому же используемая на терминале система, несмотря на то, что действует уже двенадцать лет, до сих пор остаётся современной и эффективной, так как обеспечивает степень очистки паров до 10 г/нм3 на территории терминала и снижение объёма выбросов ЛОС на 90-95%, – отметил Друнка.

До 31 мая с. г. оборудование по улавливанию паров (ОУП), а также системы контроля за выбросами паров при погрузке в суда нефтепродуктов и химпродуктов должны были установить на своих территориях ещё два предприятия – «Вентс­пилс нафта» терминалс (ВНТ) и Вентбункерс. ВНТ установил ОУП и станции по контролю запахов к предусмотренному правилами ВСП сроку, Вентбункерс пока ещё в процессе, но обещает установить оборудование до конца июня. Также с 1 июня начала действовать система непрерывного мониторинга как запахов на границе терминалов и в публичных местах недалеко от терминалов, так и выбросов ЛОС из систем улавливания и утилизации паров. В публичных местах электронные носы* установлены на ул. Страдыня, Талсу, 114 и на городской набережной, у скульптуры Корова-путешественница.

На принципах добровольности

Внедряемая в Вентспилсе система контроля запахов и выбросов паров нефтепродуктов не является изобретением велосипеда, – подчёркивает Друнка. Недавно он побывал в некоторых портах Евро­союза – в Таллинне и Роттердаме, познакомившись с зарубежным опытом, наработанным в течение примерно восьми лет. «Очень впечатлил принцип добровольности, который демонстрируют предприя­тия и терминалы, внедряя такие системы», – отметил Друнка.

В каждой стране действуют свои нормативы. Если у нас установлен допустимый уровень запаха и лимит выбросов ЛОС, то, например, в Эстонии принята норма, при которой запах не должен быть беспокоящим, без уточнения количественных объёмов, а в Голландии главным критерием являются жалобы жителей, заставляющие предприятия искать наиболее эффективные решения и вкладывать большие инвестиции.

В порту Роттердама установлены и действуют около 350 электронных носов, которые принадлежат как частным коммерсантам, так и портовой администрации. «Теперь и мы сделали большой шаг к тому, чтобы деятельность портовых терминалов не беспокоила жите­лей», – подытожил Друнка.

Первые результаты

Согласно новым правилам ВСП, результаты непрерывного мониторинга запахов и выбросов ЛОС поступают в Службу капитана порта. Данные передают девять станций, или электронных носов, установленных на границе терминалов и в публичных местах. На монитор, за которым следит портовый надзиратель, выведены графики запахов и выбросов ЛОС в реальном времени на каждой из девяти станций наблюдения. Надзиратель порта оценивает полученные данные, и, если лимит ЛОС или концентрация запаха на границе терминала или в публичных местах превышают норматив, он требует от оператора терминала принять меры, в том числе – снизить интенсивность погрузки.

Если оператор терминала не реагирует или если принятые меры не приносят желаемых результатов, надзиратель порта передаёт информацию в региональное Управление госслужбы охраны окружающей среды. Надзиратель порта Владимир Мацко, который работал в прошлую пятницу, говорит, что взаимодействие с портовыми терминалами и Государственной службой охраны окружающей среды пока проходит в тестовом режиме. Однако первые результаты уже получены и обобщены.

По состоянию на 8 июня, то есть практически за первую неделю действия новых правил ВСП, со стороны ВНТ и Венталл Терминалс, которые уже используют оборудование по улавливанию паров, превышения норм не констатировано. В свою очередь, на территории терминала Вентбункерс отмечены превышения лимита ЛОС и концентрация запаха на станции вблизи железнодорожной эстакады, где вёлся слив мазута из вагоно-цистерн в наземные резервуары, – отметил Мацко.

«Первые наблюдения наталки­вают на размышления о необходимости следующего шага – установки системы контроля запахов и оборудования по улавливанию паров также и в местах, где ведётся слив вагоно-цистерн», – говорит Друнка. Между прочим, специалис­ты в Роттердаме уже разрабаты­вают проект такой системы для Таллиннского порта. Однако выбросы и запах при сливе вагоно-цистерн намного меньше, чем при погрузке судна. «Если нам удастся убрать запахи во время погрузки судов, то это уже будет огромный шаг вперёд», – считает замуправляющего портом.

 * Электронный нос – это электронный прибор, предназначенный для определения запахов.

Гордимся вкладом в развитие города

Ларс Панцлафф, генеральный директор ВНТ:

– В последние девять месяцев ВНТ концентрировал свои силы на строительстве оборудования по улавливанию паров (ОУП), чтобы завершить работы в установленные сроки (до 31 мая 2018 года, когда использование ОУП стало обязательным). В мае оборудование работало в тестовом режиме, а теперь ВНТ использует его как неотъемлемую часть процесса обработки судов. Используя ОУП, у нас появилась возможность внести свой вклад в повышение стандартов охраны окружающей среды в Вентспилсе и улучшение благополучия жителей города, чему мы несказанно рады. Это достижение стало возможным, благодаря неиссякаемым усилиям команды проекта: плечом к плечу работали сотрудники ВНТ, подрядчики и поставщики. На высоком уровне оказали проекту поддержку и внесли свой вклад в его реализацию и другие вовлечённые стороны – Вентс­пилсское самоуправление, Управление Вентспилсского свободного порта, учреждения охраны окружающей среды и ряд вентспилсских предприятий. ВНТ благодарен всем заинтересованным сторонам, в особенности своей команде, за фантастическую работу!

Кто должен контролировать

Янис Витолиньш, первый заместитель председателя Вентспилсской гордумы по вопросам инфраструктуры:

– К настоящему времени на терминалах, перегружающих нефтепродукты, частично внед­рена система контроля запахов. ООО «Вентспилс нафта» терминалс установило и сдало в эксплуатацию пароулавливающее оборудование, а АО Вентбункерс ещё продолжает строительство. Наряду с этим оборудованием каждое перегружающее нефтепродукты предприятие устанавливает по три электронных носа на границе терминалов. Таким образом, сейчас в Вентспилсе работают девять электронных носов, которые непрерывно проводят замеры запахов. Результат работы таких систем контроля запахов может обеспечить только эффективный надзор. К сожалению, до сих пор не удалось прийти к единому мнению о том, кто должен осуществлять контроль за выполнением новых портовых правил и Обязательных правил городского самоуправления. Мы многократно обращались к руководству Госслужбы охраны окружающей среды и в Министерство охраны окружающей среды и регионального развития с заявле­нием о том, что этот контроль должна осуществлять Госслужба, конкретно – Вентспилсское региональное управление охраны окружающей среды. Однако Госслужба считает иначе: контролировать выполнение Обязательных правил самоуправления должен сам муниципалитет. Это абсурд, поскольку поправки к закону О загрязнении предусматривают контроль со стороны Госслужбы охраны окружающей среды. У нас есть все юридические заключения, и мы повторно будем обращаться в министерство. Региональное управление охраны окружающей среды считает, что новая система контроля запахов нужна самим предприятиям для самоконтроля. К сожалению, вентспилсчане за много лет смогли убедиться в том, что самоконтроль предприя­тий не даёт желаемых результатов. Многократно встречаясь с руководством Госслужбы охраны окружающей среды, самоуправление добилось, чтобы информация с электронных носов поступала в Службу капитана порта и в Регио­нальное управление охраны окружающей среды. Поэтому непонятно, почему в случае превышения лимитов инспектор Управления должен ждать звонка от Службы капитана порта и не может реагировать незамедлительно. Таким образом, самоуправление продолжит требовать соблюдения Обязательных правил, а значит АО Вентбункерс должно в кратчайшие сроки завершить установку пароулавливающего оборудования, а Государственная служба охраны окружающей среды должна обеспечить эффективный контроль.

Мы все сейчас учимся

Ингуна Плявиня,

директор Вентспилсского регионального Управления Госслужбы охраны окружающей среды:

– Система мониторинга запахов в городе только-только начала работать. На наш взгляд, очевидным плюсом системы является то, что она откалибрована, и мы видим количественный объём запахов. До этого мы накопили большой опыт в оценке запахов на уровне чувств. Мы могли слышать более интенсивный запах и более слабый, но теперь к этой оценке добавляется и числовое значение объёма запахов. За прошедшее время с 1 июня, когда официально в городе внедрена сис­тема контроля запахов, каких-либо существенных нарушений не зафиксировано. Получив одну жалобу на запах, мы констатировали в общественном месте – у Коровы-путешественницы – две единицы запаха при норме пять единиц. Выяснилось, что в это время на терминале Вентбункерс сливали мазут из вагонов-цистерн. Влияние на окружающую среду эстакады слива мазута ощущалось и раньше, но теперь мы можем получить числовое значение объёма запаха. Кстати, оно оказалось близким к результатам моделирования запахов, на которые мы раньше опирались в оценке влияния запахов на окружающую среду. Так что первые впечатления и наблюдения позволяют думать, что система мониторинга запахов будет успешно работать. Система эластичная, её можно пополнять дополнительными электронными носами. Управление госслужбы охраны окружающей среды сейчас также формирует новое сотрудничество с Управлением Вентспилсского свободного порта в связи с внедрением системы мониторинга запахов. Результаты мониторинга поступают и к нам в управление. Мы договорились о том, что будем обмениваться информацией и при необходимости встречаться для обсуждения актуальных вопросов. Мы все сейчас учимся. Главная суть и глубокий смысл системы мониторинга запахов – это раннее предупреждение любых неприятных ситуаций, связанных с запахом. В первую очередь, это необходимо самому оператору терминала, чтобы своевременно понять, какие последствия может вызвать его деятельность, и принять необходимые меры. Дополнительных юридических обязательств или функций новые правила порта на нас не возлагают, поскольку правила Кабинета министров о контроле запахов не менялись. Мы по-прежнему будем реагировать на жалобы жителей и составлять протоколы запахов, контролировать загрязняющую деятельность предприятий и соблю­дение ими условий выданных им разрешений.


Надзиратель порта Владимир Мацко следит за поступающей на монитор компьютера информацией с девяти станций контроля запахов и выбросов летучих органических соединений.

Читай еще

Комментарии (1)

  • 0
    Гоша 17.06.2018, 12:23:28

    в четверг НЕРЕАЛЬНО воняло в Парвенте и это не Вентбункерс. Сероводород не так пахнет

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: