Общество ромов осталось без финансирования

Сегодня, 11:15
|
Елена Нарушевич/Вентас Балсс
Фото: pexels.com

Фонд общественной интеграции отказал в финансировании Вентспилсскому женскому обществу ромов Sāre khetene на 2026 год, сославшись на недостаток финансовых средств. Оставшись без финансирования, общество может лишиться возможности интегрировать детей и взрослых ромов в общество, мотивируя их учиться и получать образование. 

Руководитель женского общества Sāre khetene и медиатор ромов в Вентспилсе Малда Авраменко, получив отказ от Фонда общественной интеграции (ФОИ), через который общество получало госфинансирование, не смолчала и позвонила руководству фонда. «Мне интересно, кого интегрирует Фонд интеграции. Ромы в Латвии – наиболее незащищённое меньшинство, если бы не Евросоюз, они бы вообще никого не интересовали! Мы помогаем государству – обучаем детей, чтобы они могли интегрироваться в общество, учиться и работать, и государству не пришлось бы их пожизненно содержать на пособия. Большинство ромов не умеют ни читать, ни писать, поэтому их не хотят принимать на работу, большинство семей имеют статус неимущих или малоимущих и живут только на пособия, которые мы для них зарабатываем!» – высказала своё мнение о решении ФОИ Авраменко.  

 

«Не пляшем, не поём, а помогаем интегрировать» 

 

Три года назад в Вентспилсе создано первое в Латвии женское общество ромов Sāre khetene, провозгласившее своей главной целью поддержку и содействие образованию детей ромов и их родителей, активное участие в мероприятиях общественной интеграции. Малда Авраменко уверена, что это единственное общество ромов в Балтии, а, может, и в мире, которое занимается не песнями и танцами, как большинство общественных организаций ромов, а обучением и общественной интеграцией ромов. «Выходит, если мы не пляшем и не поём, то нам и деньги не нужны?» – недоумевает медиатор ромов.  

 

Городское самоуправление поддерживает женское общество ромов на постоянной основе, предоставив помещения и оплачивая все коммунальные расходы. Министерство культуры оказало единовременную помощь, выделив 1000 евро на покупку мебели, учебных материалов и школьных принадлежностей. Авраменко благодарна городской Социальной службе за поддержку и участие. Главная проблема детей ромов в том, что большинство из них не знают латышского языка и по этой причине родители не отдают их в детские сады. В семьях ромы между собой общаются в основном на родном языке. Не пройдя подготовку в детском саду, маленькие ромы не могут полноценно учиться в школе.  

 

Центр ромов Sāre khetene посещают взрослые и дети разных возрастов. За два года общество подготовило около 15 малышей к детскому саду и школе. В конце прошлого года на рождественскую ёлку женщины приготовили около 30 подарков для детей в возрасте от полутора до 13-14 лет. Ранее в интервью нашей газете руководитель общества Малда Авраменко рассказала, что в последнее время число семей ромов растёт. Они переезжают в Вентспилс из других самоуправлений, потому что в нашем городе могут рассчитывать на большие пособия малоимущим и малообеспеченным. 

 

Дети ромов учат латышский с нуля 

 

В настоящее время в школах города учатся около 60 детей ромов. Более половины из них – в основной школе Кр.Валдемара. «Когда в Вентспилсе закрыли учебные классы для ромов, мы приняли наибольшую часть из них в свою школу, в то время – Парвентскую основную. Многие ромы закончили школу, многие учатся сейчас», – рассказала директор школы Весма Лаурецка. Она соглашается, что обучение детей ромов представляет определённые вызовы и для самих учеников, и для учителей. Если ребёнок до школы ходил в учреждение дошкольного образования, то ему легче учиться. Но приходят и те, кто не прошёл дошкольное обучение и не готов к школе, им намного труднее. Часть учеников не усваивают программу и остаются на продлённый учебный год. Некоторые бросают школу, вместе с семьёй переехав в другое место жительства или по другим причинам. «Всё зависит от семьи», – заключает директор школы.   

 

Социальный педагог Инесе Кокоревича отмечает, что для многих детей ромов, особенно младшего возраста, проблематично вовремя прийти на уроки, трудно общаться на латышском языке. «Фактически в школе им приходится учить латышский язык заново, потому что в семьях на нём не говорят», – констатирует социальный педагог. В школе детям ромов помогает помощник педагога Ванесса Клейна, которая выросла в смешанной семье, владеет родным языком матери и учится в ЛУ на учителя начальных классов.  

 

Поскольку помощник педагога не может одновременно помогать детям ромов в разных классах, то основная работа проводится индивидуально. «Это большое преимущество, что я владею языком ромов и работаю в таком месте, где много детей этой национальности. Они доверяют мне, не боятся спрашивать», – говорит помощник педагога. 

 

Как и Кокоревича, Клейна называет главными трудностями в обучении детей ромов незнание языка и отсутствие подготовки к школе. «Есть такие дети, которые приходят в школу и не умеют даже рисовать, потому что никогда этого не делали, не то, что писать или читать. Приходится учить их тому, чему дети учатся в детсаду» – рассказывает Клейна.  

 

Значительную помощь школе оказывает общество ромов Sāre khetene. «Регулярно сотрудничаем с Малдой Аврменко. Она помогает нам поддерживать контакт с семьями детей ромов», – подтверждает социальный педагог Инесе Кокоревича.  

 

Зачем нужен такой Фонд интеграции 

 

В предыдущие два года общество Sāre khetene получало от ФОИ по 13 тысяч евро в год. Как рассказала Авраменко, деньги расходовались на минимальную оплату пятерых женщин, которые учат детей читать и писать, правильно вести себя в школе и детсаду, помогают им делать школьные домашние задания. На эти же деньги женщины покупают продукты и кормят детей, которые зачастую приходят из школы или из дома голодными. Возможность покушать в Центре организации Sāre khetene на ул. Талсу, 1 дополнительно мотивирует детей ромов приходить на занятия.  

 

В этом году ФОИ отказал в финансировании проекту Sāre khetene. «Мне ответили, что проект хороший, но денег на все проекты не хватает. Тогда интересно знать, какие проекты получили финансирование, если на наш не хватило денег!» – возмущается Авраменко. По информации, прозвучавшей на Латвияс радио 1, на этот год ФОИ выделил более 700 тыс. евро на 60 проектов, хотя на конкурс было подано 189 проектов на общую сумму более 2 млн евро.  

 

«Фонд интеграции отказал нам в финансировании интеграции тех людей, которым труднее всего интегрироваться из-за проблем в образовании и культуре», – констатировала Авраменко, выражая непонимание, зачем тогда вообще нужен Фонд интеграции. К слову сказать, 13 000 евро, на которые рассчитывала организация ромов, – это меньше, чем двухмесячная зарплата директора фонда Инесе Калване, которая в декабре получила вознаграждение, вместе с премиями и доплатами, в размере 8745 евро.  

 

Доступная информация свидетельствует о том, что в последние годы ФОИ значительно раздул свой штат – с 58 человек в 2023 году до 85 в 2025-м. В 2024 году на вознаграждение работников ФОИ израсходовано более 2,5 млн евро. Это примерно столько же, сколько фонд тратит на финансирование проектов и программ. В адрес фонда не раз звучала критика за непомерно раздутые административные расходы и сомнительную целесообразность многих проектов, которые фонд поддерживает. Одна из коалиционных партий – СЗК – инициировала в Сейме голосование за ликвидацию ФОИ. После дискуссии Сейм решил всё же не ликвидировать фонд, а провести его аудит. Против ликвидации фонда активно выступают две другие коалиционные партии – Новое единство и Прогрессивные.  

 

Малда Авраменко не собирается опускать руки и сдаваться. Она рассчитывает на поддержку правозащитника и готовится направить в ФОИ новый проект финансирования Вентспилсского общества ромов. 

Комментарии (2)
Сначала показывать::
Toljan
7 минут назад
T
Toljan
7 минут назад

Разве не обязаность государства дать безплатное образование до 8 (или 9?) класса?
Чем занят Отдел образования? ПУсть заставляет учиться!

0
Сообщить редактору
Anonīms
1 час, 23 минуты назад
A
Anonīms
1 час, 23 минуты назад

Вот это правильно.

0
Сообщить редактору

Читай еще