Административная стройинспекция Вентспилсской гордумы последовательно работает с домовладельцами, чьё имущество находится в аварийном состоянии, деградируя окружающую среду и угрожая общественной безопасности. Однако не всегда удаётся установить собственника или владельца имущества. 

Строительный закон предусматривает, что в отношении объекта недвижимости, который деградирует окружающую среду и угрожает общественной безопасности, если собственник или владелец имущества ничего не предпринимает, либо его невозможно установить, самоуправление может вместо него снести такой объект и взыскать с владельца затраченные средства. Именно такая ситуация сложилась с имуществом по ул. Ротас, 4. Остатки конструкций деревянного здания по указанному адресу до сих пор напоминают о трагическом пожаре в январе 2021 года. С тех пор прошло почти два года, а обломки сгоревшего здания до сих пор не демонтированы, территория не приведена в порядок.

Дом никому не принадлежит

Здание сильно пострадало в пожаре, в результате чего полностью сгорели оградительные и несущие конструкции крыши, а также несущие деревянные балки перекрытия первого этажа, и перекрытие обрушилось. Повреждены также несущие внешние стены, снижена их несущая способность. Здание представляет угрозу общественной безопасности, а также визуально портит ландшафт городской среды. 

Городская дума 16 ноября с. г. постановила обязать правомочного владельца имущества по ул. Ротас, 4 снести остатки сгоревшего здания и убрать обломки. В случае, если правомочные владельцы здания в установленные сроки добровольно не выполнят требования городской думы, тогда Вентспилсское городское самоуправление обеспечит снос здания, вывоз строительных отходов и приведёт в порядок территорию, взыскав все расходы с правомочных владельцев здания.

Административная стройинспекция (АСИ) установила, что в Земельной книге право собственности на имущество по ул. Ротас, 4 не зарегистрировано. Имеются лишь владельцы (пользователи) – четыре физических лица, которых невозможно идентифицировать. Запрошенная у государственной Земельной службы информация содержит только имена и фамилии владельцев без персональных кодов и какой-либо другой информации, на основании которой можно было бы их идентифицировать. Заведующий АСИ Юргис Раса поясняет, что владельцы здания, пользуясь своим преимущественным правом, могли приобрести землю под зданием и зарегистрировать право собственности в Земельной книге. Однако за всё время эксплуатации жилого здания никто интереса к этому не проявил. Теоретически до сих пор ещё можно зарегистрировать право собственности на имущество.

Самоуправление устранит угрозу общественной безопасности

Если после опубликованного сообщения никто из владельцев сгоревшего здания не даст о себе знать, городское самоуправление снесёт здание и наведёт порядок на своей территории. Похоже, в конкретной ситуации взыскивать средства будет не с кого, – предполагает Раса. Собственника у здания нет, а владельцев невозможно идентифицировать. Строительный закон предусматривает, что, если всё же кто-то оспорит решение городской думы, самоуправление не остановит процесса демонтажа здания. Все споры и судебные разбирательства – после того, как будет устранена угроза окружающей среде и общественной безопасности.

У/с Вентспилс некустамие ипашуми начало закупочный процесс для установления возможной стоимости и исполнителя работ по сносу остатков сгоревшего здания по ул. Ротас, 4. Если закупка пройдёт успешно, то до конца этого года самоуправление займёт место владельца и снесёт обломки сгоревшего здания, а прилегающую территорию – приведёт в порядок, – предполагает Юргис Раса. Благодаря этому, ещё один уголок городской территории будет приведён в порядок.

Руководитель АСИ говорит, что подобные ситуации – когда приходится принимать решение в отношении бесхозных объектов недвижимости, встречаются не часто. А в тех случаях, когда вроде бесхозный объект приходит в аварийное состояние, у него нередко появляется собственник или владелец, который начинает приводить его в порядок. К сожалению, этого нельзя сказать о некоторых зданиях, у которых есть собственники, но они ничего не предпринимают. К таким объектам можно отнести здания бывшей музыкальной школы по ул. Пилс и Кугениеку, которые принадлежат частным собственникам. В особо плачевном состоянии находится дом по ул. Кугиниеку. Оба здания находятся под надзором государственного Бюро контроля за строительством.

Развалины превращаются в современные здания

Юргис Раса обращает внимание на то, что в городе есть много противоположных примеров, когда старое заброшенное имущество обретает новых владельцев и получает вторую жизнь. Такой пример можно увидеть на углу улиц Пилс и Лиела, где на месте старых развалин появился современный Центр цифровой трансформации и частная стоматологическая клиника. На Ратушной площади многолетние заброшенные развалины превратились в привлекательный комплекс зданий гостевых апартаментов, кафе и магазинов. Такое же счастливое превращение произошло на ул. Пилс, 45/47, где после реновации хозяйничает предприятие ТестДевЛаб. На ул. Сколас, 6 на месте былых руин сейчас красуется обновлённое здание с рестораном, современной застеклённой террасой и офисными помещениями. Перечень таких примеров можно продолжить.

«Если попытаться вспомнить наш город двадцать лет назад и посмотреть, какой он сейчас, то можно убедиться, что заброшенных развалин стало намного меньше – их либо снесли, устранив угрозу общественной безопасности, – как по ул. Пилс, 23, либо законсервировали – как по ул. Пилс, 39, либо реновировали», – отмечает Юргис Раса. АСИ сотрудничает и с другими собственниками имущества, которое из-за плохого технического состояния портит городскую среду или угрожает общественной безопасности. Руководитель инспекции отмечает, что общая тенденция в этой сфере вселяет оптимизм.

Читай еще

Комментарии (1)

  • 0
    bortsch 02.12.2023, 12:45:21

    ничего тут не скажешь – великое событие!
    cтранно, что – по случаю сноса, … вентспилсская городская дума не объявила этот день – выходным

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: