В интервью председатель правления партии Латвии и Вентспилсу АЙВАРС ЛЕМБЕРГС прокомментировал решение суда второй инстанции, дал оценку работе нового правительства и планируемым налоговым изменениям, а также поделился эмоциями после недавно отмеченного юбилея.
Ловит окуня и "руководит" правительством
3– Ознакомившись с решением суда второй инстанции, Вы сказали, что считаете его незаконным, поэтому решили подать кассационную жалобу. Каковы Ваши основные аргументы?
– Главный результат: из 40 эпизодов обвинения, выдвинутого против меня прокуратурой, по 31 я признан невиновным, а по девяти – виновным. 31 необоснованное обвинение! Сколько это потребовало? Десять лишних лет! Утверждалось, якобы я принял 330 вредоносных решений. Оказалось, ни одного! Но по каждому решению мне приходилось давать показания по 20 минут. Умножьте 20 минут на 330 решений. Сколько времени это заняло? Космос!
Решение суда является незаконным по следующим причинам. Во-первых, суд первой инстанции не пригласил в качестве участников дела представителей затронутого имущества. В соответствии с постановлением Евросоюза (ЕС), а также законодательством Латвии и практикой Сената, это обязательное условие. Оно, например, стало одной из причин отмены приговора по делу о цифровом телевидении. В данном случае тоже в первую инстанцию не был приглашён целый ряд владельцев затронутого имущества, поэтому суд не смог принять решение о конфискации, ведь есть собственность, которая называется моей, но принадлежит юридическим лицам. Причём конфискуется имущество, которое не было арестовано. По закону, неарестованное имущество не может быть конфисковано. Ни одно имущество, находящееся за рубежом, не было арестовано, поскольку в порядке обращения за юридической помощью решение Латвии об аресте не было реализовано, а юрисдикция Латвии распространяется только на территорию Латвии.
Следующее: апелляционный суд скопировал текст обвинительного заключения первой инстанции по семи из девяти эпизодов. Согласно практике Сената, это незаконно. Наконец, в связи с отмыванием денег мой адвокат предоставил 400 аргументов в пользу отмены приговора первой инстанции. Прокурор не ответил ни на один из этих доводов. Ему было нечего сказать, но суд вынес приговор. Получается, суд либо выполнил функцию обвинения, что запрещено законом, либо просто утверждает, что не согласен с 400 доводами, а почему – сказать не может. Каждый из 400 аргументов по своей сути является основанием для кассации. Так что это незаконный приговор, и на данный момент я невиновен.
Что интересно, в Латвии глава правительства, глава правящей партии и министр финансов, то есть Силиня, Ашераденс, председатель Сейма и вообще руководители государства (чего не могу сказать о Ринкевиче), не признают, что Латвия является демократической страной, потому что в демократической стране существует презумпция невиновности, которая прописана в Сатверсме, а ещё есть соответствующая директива ЕС, которую Латвия формально реализует. Но если послушать, что обо мне говорят, презумпция невиновности не работает. Это сталинизм! Во времена Сталина в Советском Союзе действительно было такое! Получается, Силиня, Ашераденс, Смилтенс – внуки Сталина по своим взглядам на то, что такое демократическое государство. Подобная позиция несовместима с нахождением в ЕС, поскольку в него не принимают страны, не признающие презумпцию невиновности.
– В своей речи в Рижском окружном суде Вы сказали, что целый год не имели доступа к материалам уголовного дела, что препятствовало полноценному использованию права на защиту. Как Вы думаете, почему сложилась такая ситуация?
– Эту ситуацию создал Рижский окружной суд. У меня не было с собой материалов на судебном заседании, когда меня арестовали в зале суда, и в Рижской центральной тюрьме материалов не было. Я несколько раз просил обеспечить мне возможность взять материалы. Рижский окружной суд в течение года отказывал. Материалы не были мне доступны, когда я писал апелляцию, когда готовился к суду апелляционной инстанции. Казалось бы, существует принцип состязательности, когда обвинение и защита находятся в равном положении, но если материалы доступны только обвинению, то о каком принципе состязательности, прописанном в законе О судебной власти, может идти речь? К сожалению, Латвия недемократична. Возможно, не во всех случаях, но в отношении Лемберга действие закона, особенно по правам человека, приостановлено. Это чистой воды сталинизм.
– Каковы Ваши первые впечатления от работы правительства Эвики Силини?
– Ну какая там работа?! Они перераспределяют пирог. Это не первое такое правительство. Но в развитии главное – ресурсы. Необходимы финансовые и интеллектуальные ресурсы, т. е. квалифицированная рабочая сила, конкурентоспособное, эффективное использование, в первую очередь, имеющихся ресурсов. Мы не услышали ни слова об эффективном использовании госбюджета! Когда в семье начинают заканчиваться деньги, вы выключаете свет, не используете электрообогреватель. А в правительстве речь идёт лишь о разделе пирога.
Далее: Латвии предоставлены различные ресурсы ЕС, но вопрос в том, как и насколько эффективно они используются. Этой темы не существует. В 2017–2018 годах Кучинскис сделал всё, чтобы ликвидировать банки как стимуляторы экономики. Была проведена большая чистка банковских клиентов-нерезидентов. Осталось всего 5%. Террор против банков был настолько велик, что они боятся давать кредиты, потому что могут пострадать от санкций. Вот почему они не кредитуют. Зачем рисковать! Сейчас банки пытаются прижать. Но виноваты не они, а правительство!
Наконец, все говорят, что у Латвии есть стратегические партнёры: США, Германия, Франция, Великобритания, Швеция, Финляндия и т. д. Это богатые страны, но каков их вклад в экономику Латвии? Где программа сотрудничества? Я говорю не о ЕС, а о сфере двусторонних отношений. Их нет! Что это за стратегический партнёр, который не рискует вкладывать деньги в экономику второго партнёра? Почему они боятся инвестировать? Например, Китай имеет стратегические интересы в сфере экономической инвазии и вкладывает огромные деньги в увеличение своего влияния посредством таких инвестиций. А наши стратегические партнёры оказывают это влияние через посольство – как Вышинский в 1940 году. От этого мы счастливее не станем и уж точно не разбогатеем. Силиня выдвинула критерий догнать Эстонию и Литву. Ну что это за цель? Нам нужно догнать Швецию! Конечно, очень плохо, что мы отстаём от Эстонии и Литвы, но нам нужны достойные цели! В правительстве одни посредственности! Ничего в жизни не добились и не добьются; главное, что им всю жизнь мешает Лембергс.
– Конфедерация работодателей Латвии выражает недоумение по поводу планируемых изменений в налоговой политике, которые могут поставить под угрозу существование ряда отраслей. Знакомы ли Вы с предложением правительства и что о нём думаете?
– Весь документ мне не доступен. Слышал, что поднимут акциз и НДС. Но нельзя повышать НДС во время кризиса! Домбровскис уже сделал это в 2009–2010 годах. Налоги во время кризиса следует понижать, чтобы стимулировать экономику. В чём огромная проблема? Латвия из относительно дешёвой страны стала очень дорогой. Если жизнь дорогая, а зарплата низкая, квалифицированная рабочая сила уходит, особенно молодёжь, потому что за ту же работу, например, в Германии им будут платить в два, а то и в три раза больше. На данный момент я не вижу, чтобы у Силини были идеи, как решить ситуацию. Это не вопрос одного дня. Чтобы изменить пропорции, необходимо как минимум пять лет, но идти к этому нужно целенаправленно. Единство находится у власти с 2018 года, прошло пять лет, так что пора отчитаться за проделанное. Отставание увеличилось, а не уменьшилось.
– На Фейсбуке Вы поделились букетами цветов, полученными на юбилей. Что тронуло больше всего?
– Знаете, я уже не председатель гордумы, но поздравлявших было так много! Получается, поздравляют не столько за должность, сколько за мою личность! Это так мило. Я не устраивал большое мероприятие, лишь семейную вечеринку на 20 человек – детей, внуков и нескольких друзей. Меня тронули поздравления простых людей, которых я не знаю. Это хороший стимул к долгой жизни, хотя бы в голове – только время покажет, сколько Бог мне отвёл. Я стараюсь не чувствовать себя семидесятилетним. И не могу себе этого позволить, ведь у меня молодая семья.
– Удалось ли порыбачить в свои 70?
– Да, сейчас клюёт окунь в Венте и Пузес. Причём в Пузес крупнее! Когда выпадает часик-другой свободного времени, рыбачу – хотя почти всех отпускаю. Беру окуней размером с полсковороды или сковородку, штучки две-три: одну рыбку съедает сын, две – я, и этого вполне достаточно. Для меня это колоссальное хобби пару раз в неделю. Как понимаете, ловя окуня, я одновременно руковожу правительством, чего и всем остальным желаю! (смеётся).
Комментарии (3)
Держись дорогой,видишь как бывает, не зря говорят от суммы и тюрьмы не зарикайся. А мы своё при каммунистах хлебнули, только тогда прав было намного меньше.
Сбитый лётчик...Почему за столько лет ни разу не возглавил правительство и не показал,как надо.Много буков и слов,вечной критики и вечное желание всем нравиться.Неинтересно.