Беседа с Кристине Лембергой прошла удалённо. «Сейчас всё происходит в Zoom. Это открывает намного больше возможностей», – говорит она. Кристине находится у себя дома, за спиной – окно с ноябрьским пейзажем.

– В каком году и как началось Ваше сотрудничество с Вентспилсом?

– В 2004 году ко мне обратился Янис Витолиньш – как к специалисту из Министерства финансов, где я работала непосредственно с предвступительными программами финансовых инструментов Европейского союза. Витолиньш предложил мне присоединиться к коллективу Вентспилсской городской думы и представлять интересы Вентспилса в Риге. 

– Какими были Ваши первые проекты?

– Первым крупным проектом, потребовавшим серьёзных исследований, была когенерационная станция. Не реализовали. Выяснилось, что это слишком сложно и дорого. Вместе с Гунтисом Блумбергсом я начала работать над крупномасштабными водохозяйственными проектами, осуществление которых сейчас подходит к концу. Однако в основном тогда занималась нормативными актами. Мне поступала информация об инвестиционных проектах, которые город хотел бы реализовать, и я просматривала программы фондов Европейского союза, правила Кабинета министров, чтобы те содержали условия, позволяющие нам заявить вентспилсские проекты. Участвовала и в работе Ассоциации крупных городов Латвии, получила мандат на представительство всех крупных городов в Комитете по мониторингу фондов Европейского союза.

– Как со временем изменились Ваши должностные обязанности?

– Когда переехала в Вентспилс, сфера деятельности сильно расширилась – добавились подготовка и контроль над осуществлением конкретных проектов. И в разработке нормативных актов участвую до сих пор. Это очень важное направление, необходимое, чтобы мы могли реализовывать наши инвестиционные планы.

– А потом приняли решение баллотироваться на выборах?

– В некоторой степени это произошло спонтанно. Когда арестовали Айварса Лембергса, возник внутренний протест против продолжающейся несправедливости. Работая в исполнительной власти, человек реализует чужие установки, а став политиком, может влиять на подготовку и ход принятия решений. Я решила закрыть один этап своей карьеры, чтобы, став депутатом, достичь новых высот как в личностном росте, так и в развитии города.

– Не возникло ли человеческого страха: вдруг меня не изберут?!

– Скорее, то был не страх, а внутреннее смятение. Я была 13-й в списке, сразу ​​высокую планку для своего избрания не ставила. Конечно, я старалась. Пыталась показать, каковы мои знания и компетенции. Надеялась, что меня изберут, и большое спасибо жителям – я поднялась с 13-го на 5-е место и была избрана.

– Какие испытали эмоции, когда узнали о результатах выборов?

– Конечно, я верила, что Айварс Лембергс будет избран. Каждый день проводя рядом с ним, путешествуя по Латвии, гуляя по улицам Вентспилса, видела, насколько огромна поддержка людей. Они подходили, здоровались, желали сил, здоровья. Я не сомневалась, что его изберут. И масштабная кампания на национальном уровне, направленная против Айварса Лембергса, не повлияла на выбор избирателей. Несмотря на всё, люди оценили его как хозяина города, который обещает и выполняет – как в Вентспилсе, так и в масштабах Латвии.

– Вернёмся к февральским событиям: ожидала ли ваша семья, что всё произойдёт именно так?

– Нет. Конечно, мы не рассчитывали на такое.

– Уже долгое время мера пресечения – заключение под стражу – не отменяется даже по состоянию здоровья. Неужели Лембергс так сильно помешал бы происходящим в стране процессам?

– У него своё мнение, своё видение. Он очень неудобный политик. Всё, что он говорит, что делает, основано на расчётах, цифрах. Большинство политиков ведут себя как артисты – импровизируют. Мы видим это сейчас и в борьбе с ковидом.

Один из самых больших вопросов касается порта. Напомню, что в предвыборной программе Новой консервативной партии говорилось, что порты должны быть приватизированы и созданы как акционерные общества. Это же было включено в план действий правительства, который будет реализован к концу нынешнего года. Второй момент – это, безусловно, административно-территориальная реформа. Не проанализировав, принесёт ли она хоть какую-то пользу, политики продвигают поправки. Но ни вентспилсчане, ни сельчане не хотят объединяться, поскольку не видят пользы. Третье, я очень слежу за повесткой дня Кабинета министров: ещё никогда не было столько вопросов, которые рассматривались бы на закрытых заседаниях! Информация от общественности скрывается, мы очень многого не знаем.

– Вы говорили, что средства Евросоюза в настоящее время распределяются очень политически.

– Мы выступили против, но это всё равно происходит. Приведу два вопиющих примера. В настоящее время мы реализуем так называемый проект деинституционализации. Одна часть проекта заключалась в создании новых помещений для детей с особыми потребностями из Цимдиньша, а вторая предусматривает предоставление детям из детдома возможность жить в условиях, приближенных к семейной среде. Было определено, сколько средств выделяется самоуправлениям на реализацию подобных проектов. Рига отказалась от своей доли, указав, что проект для неё не актуален. А мы с самого начала заявляли, что выделенного нам финансирования для реализации обеих частей проекта будет недостаточно. И тут в повестке дня правительства неожиданно всплывает вопрос о финансировании упорядочения детского дома в Риге! Мы обратились к министру благосостояния с вопросом: почему Ригу выделяют, а другим даже не дают возможности выразить свои нужды?! Мы напомнили, что ещё несколько лет назад нам не хватало средств на решение проблемы детского дома. Ответа до сих пор не получили.

Другой пример – более экологичный общественный транспорт. По этому вопросу правительство вновь решает, что Валмиере, Лиепае и Даугавпилсу десять миллионов преподнесут на блюдечке, хотя Вентспилс рейсс проинформировал Министерство сообщения о том, что и у нас есть старые автобусы, которые подлежат замене. 

Таких примеров становится всё больше. Больше не обсуждаются качество и актуальность проектов, не проводится социально-экономическая оценка. Здесь я могу напомнить заявление министра благосостояния Эглитиса в социальной сети Twitter о том, что средства Европейского союза будут распределены между своими самоуправлениями. Примеры, которые я привела, к сожалению, подтверждают это. 

– Можете ли рассказать вентспилсчанам, как себя чувствует Айварс Лембергс?

– Если не смотреть на состояние здоровья, за которое он изо всех сил борется, каждый раз, когда созваниваемся, Айварс настроен очень оптимистично. Иногда, когда я эмоционально разбита, он меня подбадривает. Его повседневная жизнь очень активна. Он много работает, даёт нам комментарии, предложения, идеи. Лембергс подсчитал, что в октябре проработал с материалами Вентспилсской городской думы 180 часов. Это на 20 часов больше, чем при полной месячной нагрузке! Жители Латвии и, конечно, вентспилсчане присылают ему много писем, он пытается на все отвечать. Когда 26 сентября был его день рождения, его завалили поздравлениями. Это очень воодушевляет и позволяет не сдаваться. Он говорит: сколько таких политиков в Латвии, а может, даже за пределами страны, которые, отсидев восемь месяцев в тюрьме, продолжают получать милые, добрые слова?!

– Сейчас мы наблюдаем за деятельностью Айнарса Шлесерса, который также является представителем местного капитала. Можно ли сказать, что политики, именуемые олигархами, по-прежнему разбираются в делах Латвии лучше, чем находящиеся у власти иностранные латыши, чьи деловые партнёры живут в Соединённых Штатах?

– Они следят за видением других стран, но кто мы для них? Так политики принижают свои способности и людей!

Наблюдая за мониторингом прессы в национальном масштабе, мы видим, что имя Лембергса часто упоминается как виновника всех бед. Когда разговариваем с ним по телефону, смеёмся над этим. Конечно, есть исключения. Бывший министр финансов и здравоохранения Гундарс Берзиньш в интервью по Латвийскому радио, комментируя тот факт, что значительная часть латвийского народа хочет видеть Лембергса премьер-министром, высоко оценил его компетентность, знания и способности.

– Из слов Берзиньша и исходя из его сравнения с Уинстоном Черчиллем можно сделать вывод, что он предрекает возвращение Айварса Лембергса на политическую арену.

– Лембергс говорит, что пока позволяет здоровье, ничто не мешает ему выполнять данные избирателям обещания и работать на благо жителей Вентспилса.

– Насколько дружелюбна деятельность Шлесера для горожан?

– Он сильно отличился кампанией другого рода. Я больше смотрю на то, что вентспилсские политики сделали за эти 30 лет; на то, как Вентспилс развивался; на то, как в своё время были диверсифицированы бизнес-риски – от транзита до промышленного развития.

– В конце интервью можем коснуться нового состава Вентспилсской городской думы. Как бы Вы его охарактеризовали?

– На выборах победила партия Латвии и Вентспилсу, но мы открыты для конструктивного сотрудничества. Об этом, безусловно, свидетельствует состав комитетов, в двух из которых заместителями председателей работают представители других партий – Национального объединения и Для развития Латвии. В качестве примера доброй практики могу привести разработанную муниципалитетом программу поддержки строительства многоквартирных домов, ценные предложения по которой внёс Карлис Вочтавс. А с Эдгарсом Чепорьюсом я консультировалась по поводу программы строительства жилых домов, разработанной Минэкономики. Мы, Латвии и Вентспилсу, не амбициозны, не стремимся выдавать себя за самых умных. Мы очень охотно консультируемся с практиками из деловой среды.

– И последний вопрос: где черпаете силы? Прошлый год был трудным, но Вы хорошо выглядите, продуктивно работаете.

– Моя мотивация – дети. Также очень люблю природу, много гуляю. Когда выходим с детьми на улицу, я полностью отключаюсь от работы и на все сто процентов становлюсь мамой. Очень помогает и физическая нагрузка. Заряжаюсь энергией от спорта, которым важно заниматься и ради здоровья. Если чего-то из этого не хватает, собраться очень сложно. И муж меня всегда подбадривает! Я уже знаю, что сегодня вечером буду плакать в трубку, а он утешит меня добрыми словами.

Читай еще

Комментарии (1)

  • -1
    Patron 06.12.2021, 18:06:07

    кристина вашему мужу надо было взять гражданство норвегии
    все будет хорошо держитесь

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: