Вентас Балсс в сотрудничестве с Фондом интеграции общества, Фондом поддержки СМИ и Курземским телевидением начинает серию публикаций и сюжетов Молодёжь в регионе: учёба и инновации в Вентспилсе.
Деловые хулиганы из Квартала
0В течение шести недель в газете и на новостном портале каждую пятницу мы будем рассказывать о предприимчивых студентах Вентспилсской высшей школы, которые в рамках программы Инновационные гранты Курземе для студентов (KInGS) уже во время учёбы получают практический опыт в предпринимательской деятельности.
Первыми поделиться опытом мы пригласили молодых людей, которые год назад выступили с идеей создания в Вентспилсе культурного места совместного созидания, или Творческого квартала. В беседе участвовали три из четырёх авторов и разработчиков идеи: Игорь Ухань, Юстине Ширина и Эдмундс Залитис.
Зане Рутуле (Курземское ТВ): – Как возникла идея создания творческого квартала в Вентспилсе?
Юстине: – Прошлым летом я ещё была президентом Латвийского объединения студентов и руководителем проекта Форум студентов-лидеров. С Игорем мы были коллегами, с Эдмундом ещё не была знакома. Там мы встретились с Даниэлем Рогулисом, который является четвёртым членом нашей команды. Поздно вечером после мероприятия мы разговорились и пришли к мысли, что хотели бы осуществить свою идею. Даниэль и Игорь на тот момент уже год учились в Вентспилсской высшей школе. Мы поняли: Вентспилс – классное место, да и я сама хотела что-то изменить в жизни. Игорь рассказал нам о программе KInGS.
Игорь: – Даниэль сказал: «Да, отлично!» Юстине почесала затылок, а я сказал ей: «Это тот грант инноваций, который в своё время выиграло объединение студентов!» Тогда все закивали: «А, понятно! Хорошо, делаем!» 2 сентября к нам присоединился выдающийся член команды Эдмундс, мастер в мультимедийной среде. 3 сентября мы уже презентовали идею Вентспилсскому самоуправлению и получили концептуальную поддержку.
Юстине: – В тот раз мы многого не просили. Пришли с совсем зелёной идеей. Денег не требовали. Во время презентации сказали, что нам очень пригодилась бы поддержка самоуправления, чтобы вообще попасть в KInGS.
Зане: – Идея по-прежнему зелёная?
Юстине: – Год мы участвовали в прединкубации KInGS и вентспилсского Бизнес-инкубатора. В сотрудничестве со специалистами идея обрела конкретные очертания. Проведены финансовые расчеты, протестированы клиенты. Обследованы места, стало ясно, что можно и что нереально сделать.
Илзе: – В KInGS больше привлекает стипендия или поддержка специалистов?
Игорь: – Стипендия стала приятным бонусом, позволяющим сосредоточиться на замысле. Мы благодарны проекту KInGS за поддержку менторов, больше всего – за циничностью и недоверие! (Все смеются.) Каждая новая идея, какой бы она ни была, слегка затрагивает обоснованность существующего устоя и звучит революционно. В апреле или мае, когда мы представили проделанную работу всем менторам и жюри, услышали много одобрительных слов о том, что мы выросли.
Илзе: – Конечно, можно сказать, что виновата пандемия, но те, кто до конца в вас не верил, сейчас получили возможность бросить камушек в ваш огород и сказать: «Смотрите-ка, не вышло!»
Игорь: – Мы им очень благодарны и охотно предоставляем эту возможность.
Юстине: – На это можно смотреть по-разному. По-моему, мы вышли героями из ситуации! Проделали отличную работу – спровоцировали в обществе дискуссию, осуществили маркетинг для идеи. Люди, у которых больше денег, чем у нас, четверых студентов, заметили Вентспилс и обдумывают возможность прийти сюда с тем, что они умеют хорошо делать. Если так и будет, то мы сделаем даже больше, чем мечтали.
Игорь: – У нас нет финансов, но достаточно силы воли, времени, контактов. Есть видение о том, какая концепция устарела, что нужно предложить.
Эдмундс: – Мы просто хотим, чтобы в Вентспилсе было место проведения студентами досуга.
Зане: – Упомянули, что знаете, что устарело и что необходимо.
Игорь: – В первую очередь такая среда важна для молодых специалистов, семей в возрасте от 19 до 35 лет. Это то, что в других городах уже есть, а в нашем – пока нет.
Зане: – На какой стадии сейчас идея создания Творческого квартала?
Игорь: – Безупречно готова на бумаге! (Все смеются)
Юстине: – Игорь – вентспилсчанин, мы, остальные, – приезжие. Я провела своё первое лето в Вентспилсе. Мне, как наблюдателю со стороны, было очень интересно смотреть, как оно проходит в городе. Это помогает генерировать идеи! Сухим остатком прошлого года является также общество, которое мы основали. О Šmiedrība уже сейчас немного говорят, все мы в ней – члены правления. Недавно провели первый эксперимент: 31 августа в саду вуза организовали праздник в честь начала учебного года.
Илзе: – Сила культурных мест во многом зависит от личности хозяина.
Игорь: – Безусловно! Отличный пример для нас в Вентспилсе – гостевой дом Заляйс наминьш, где именно шарм хозяина и совпадение идей с пожеланиями аудиторией помогли создать соответствующую среду.
Эдмундс: – Ч бы сказал, что это то же самое, что отправляться к кому-то в гости. Либо ты хочешь идти, либо нет.
Илзе: – Жива ли идея совместного созидания не только в идеалах, но и на практике?
Юстине: – У меня здесь два ответа. Если говорить конкретно о студентах в Вентспилсе, то хорошим примером являются те места в высшей школе, которые отведены учащимся. Например, комната отдыха уже столько лет работает, и ничего плохого не случилось! Но что касается общей идеи в целом, то пока ответить сложно. Мы уже почти два лета и две зимы просидели дома! Сейчас у нас поколение первокурсников, у которых украли прекрасное время социализации, возможность жить в студенческой гостинице, ходить на первые вечеринки.
Зане: – Каковы были ваши самые большие вызовы в это время?
Илзе: – Не ссорились?
Игорь: – Какое сегодня число? 16 сентября? Прошёл год с тех пор, как мы начали жить вчетвером в двухэтажном доме у моря. У нас были обклеенные листочками стены, как показывают в фильмах, мы приглашали людей на интервью, усаживали их в гостиной на диване, а телевизор служил цифровой доской; мы ели, готовили на всех, работали, развивались. Теперь всё иначе.
Эдмунд: – Теоретически мы ни разу не поссорились, но лично у меня были и ковид, и высшая школа, и квартал, и ещё что-то, чем хотел заниматься. В один момент я отстранился от команды, но привёл мысли в порядок и вернулся!
Илзе: – Почему вы больше не живёте вместе?
Игорь: – Примерно за полгода до того, как заселились в одном доме, у меня появилась маленькая мечта – создать в Вентспилсе такую среду общины, где схоже мыслящие люди работают над одним проектом. Скинув средства, полученные благодаря стипендии KinGS, мы смогли позволить себе двухэтажный дом у моря с просторными помещениями и двором, где можно принимать действительно много людей.
Эдмунд: – Главное было находиться вместе!
Игорь: – Создали свой дом совместного творчества. Хозяин нам доверился, сейчас дом продан, попал в хорошие руки. Мы нашли новую среду, немного иную – с камином, барной стойкой, тремя большими столами, сценой, просторным помещением.
Юстине: – В самом центре города! Пока я живу там одна. Есть ещё предприятие – дигитальное студенческое агентство Basful, где мы все работаем. Игорь – председатель правления, Эдмундс – соучредитель.
Игорь: – Юстине – первый ИТ-специалист в нашем обществе.
Юстине: – Мы создаём домашние страницы для предприятий, организаций. Занимаемся дигитальным маркетингом.
Игорь: – Предлагаем решения графического дизайна.
Зане: – Сами не путаетесь? Из одного проекта бросаетесь в другой…
Эдмунд: – Иногда, конечно, путаемся. (Все смеются)
Игорь: – Это вопрос дисциплины. У нас с Эдмундом разница в возрасте пять лет. У кого меньше опыта и прошлых случаев выгорания, тем сложнее в условиях повышенного стресса. Если замечаем, что кто-то из нас спотыкается, обсуждаем. Это нормально. Кто-то, глядя на нас, может улыбаться, но мы так работаем. Если бы мы сконцентрировались на одном деле, не было бы того, что вы видите сейчас, потому что мы бы учились (возможно, даже отлично), жили в студенческой гостинице, но… Поэтому параллельно мы предприниматели и артисты. Кто-то писатель, кто-то графический дизайнер, кто-то организатор мероприятий. Так мы меняемся из месяца в месяц, иногда каждую неделю. Так мы формируем и приумножаем эту среду.
Юстине: – И показываем другим, что так можно.
Игорь: – К тому же атмосфера у нас очень гостеприимна. Можно приходить и работать, как только возникло желание. А если оно пропадает, у нас нет никаких претензий, мы свою работу сделали. Тогда можно погружаться в другую среду. Замечательно, что есть среда, в которой предлагается расти и развиваться.
Юстине: – У меня остались очень тёплые чувства после вечеринки 31 августа, где мы сильно шумели и, думаю, в ту ночь жители девятиэтажек были не в восторге. А утром 1 сентября, когда проходило торжественное мероприятие в том же саду высшей школы, мэр города Янис Витолиньш дал нам напутствие, сказав, что это студенческий городок, в котором мы можем творить, и дума нас только поддержит!
Комментарии (0)