Если бы сегодня было утро 8 февраля 1921 года, то, вы возможно, были бы среди тех, кто мог впервые читать газету «Вентас Балсс». Ровно 100 лет назад в Вентспилсе вышел первый номер газеты, два экземпляра которых хранятся и в Вентспилсском музее.
Предметные истории музея: первому номеру газеты «Вентас Балсс» – сто лет
3Газета тогда стоила один рубль, и выходила она по вторникам и пятницам. На нее также можно было подписаться – «без присылки это стоило восемь рублей, а с присылкой – 12 рублей в месяц». Стоит добавить, что речь идет о латвийских рублях, которые позднее поменяли на латы по курсу 50 рублей за один лат. Латы и сантимы стали валютой Латвии с 3 августа 1922 года.
После того как вышел первый номер «Вентас Балсс», вентспилсчане какое-то время вынуждены были жить без местной газеты. Поэтому во вступительной статье газеты разъясняется: «После долгого перерыва в Вентспилсе выходит газета, поскольку издание «Вентспилсской газеты» было прекращено по причине закрытия типографии. Хотя сейчас не все технические препятствия устранены, издатели посчитали необходимым издавать газету, которая основное внимание обращала бы на освещение местной ситуации. Столичные газеты почти совсем о нас забыли. Иногда появляются отдельные недостоверные новости о местных событиях. Хотя в данный момент газета выходит очень маленькой по объему, издатели надеются, что вместе с ее выходом будет восполнен нынешний пробел – нехватка печатного слова, которую мы все за последнее время так болезненно ощущаем».
Об издателях газеты и о тех, кто ее печатал, указано следующее: «Редакция и экспедиция: Вентспилс, улица Кулдигас, 17, книж. маг. Антманиса», «Отпечатано в типографии фирмы T.G. Antman, в Вентспилсе», «Редактор: A. Бруннер. Издатель: общество «Вентас Балсс».
В первом номере «Вентас Балсс» срочно сообщалось о важнейших событиях в местной жизни. Одно из них: после «грандиозных манифестаций», которые в честь признания Латвии de jure проводились 30 января в Вентспилсе, в которых участвовали гарнизон, школьная молодежь и 40 местных обществ и организаций, праздничный комитет отправил поздравительную телеграмму президенту министров Карлису Ульманису и министру иностранных дел Зигфриду Анне Мейеровицу и главнокомандующему армией генералу Янису Балодису. Их с наилучшими пожеланиями поздравили с праздником в честь признания Латвии de jure.
Другое событие, попавшее не первые полосы первого номера газеты «Вентас Балсс», были ожидавшиеся выборы в городскую думу, которые были «назначены на 13 марта»: «До сих пор ни одна из местных групп и партий перед предстоящими выборами не проявляли никакого оживления. Более активные пока христианская национальная партия, группа беспартийных граждан и немецкая партия. Одна из сильнейших партий на предыдущих выборах, национально-демократическая партия, совсем затихла и не подавала никаких признаков жизни. Настало время местным организоваться и прийти к пониманию, что для городского хозяйства имеют вес не известные партии, или классовое количество, а работоспособность избранных единомышленников и их знание и понимание городского хозяйства».
Сравнительно длинная статья была посвящена и Вентспилсскому порту. В ней говорится о значительной роли порта до Первой мировой войны, и высказывается неудовлетворенность тем, что происходит в настоящее время, когда Латвия является независимым государством:
«Вентспилс от большой мировой войны пострадал больше, чем иной из крупных городов нашей родины. [..] Портовому городу, которому до войны была суждено играть значительную роль в торговле с зарубежными странами, как конечного транзитного пункта железнодорожной линии Москва – Вентспилс – Рыбинск тогдашней крупной, богатой России, теперь отведено место пасынка. Кто же не помнит обширную деятельность Вентспилсского порта до мировой войны в те зимние месяцы, когда порты Балтийского моря – Рига, Лиепая и другие замерзают, в то время как Вентспилс со своим никогда незамерзающим портом, образцовым холодильником, почти самым дешевым элеватором на всей территории тогдашней России мог удобно и регулярно принимать все те зарубежные и российские суда, для которых из-за льда был закрыт вход в порты Риги и Лиепаи».
В 1920-х годах еще господствовала иллюзия, что Вентспилсский порт хоть частично возобновит свою деятельность довоенного масштаба.
В первом номере газете нашли отражение и различные правонарушения, за которые были получены наказания. Например, приводится довольно длинный список, в котором перечисляются «Наказанные самогонщики и их подельники». За эту деятельность на них были наложены и денежные штрафы и были приговоры к 1–3 месяцам тюремного заключения.
Среди первых, кто разместил свои объявления в новой газете, были «J. A. Petrows Vīnu tirgotava» Lielā ielā 19, объявления для «Вентас Балсс» принимал книжный магазин Антманиса на улице Кулдигас, 17.
Комментарии (3)
Вот интересно, почему на немецком написано? Вроде и нет буквы W в латышском
Даж нет. На латышсколм. Просто по старым правилам писалось.
Потом забыли и простили?