Общеизвестно, что за последние сто (!) лет в Латвии был построен только один (!) заслуживающий внимания концертный инструмент – встроенный в 1937 году в актовом зале Латвийского университета орган с тремя пультами.
Зачем музучилищу столь дорогой орган
5Также появилось несколько небольших органов для образовательных нужд. Заложенные в довоенные годы традиции латвийских органостроителей прервала война, после чего развитию этого ремесла не способствовала так называемая советская власть.
В сложившейся ситуации в Латвии следует строить несколько концертных инструментов, чтобы во всех регионах страны равноценно развивалось органное искусство, а заложенные в Риге традиции с честью продолжались и в других местах, создавая новые возможности для молодых талантов. К сожалению, ни в Цесисе, ни в Латгалии, ни в Лиепае, ещё на стадии разработки проектов зданий концертных залов не было отведено места для строительства настоящих концертных органов, как это зачастую делается во всех заслуживающих внимания концертных залах Европы. Планы строительства рижского пока также остаются туманными.
В этой связи, необходимость строительства современных органов не только в Вентспилсе, но и по всей стране, не подлежит сомнению! Не секрет, что церковные органы в Латвии в большинстве своём являются историческими, имеют ограниченное количество клавиш, а во многих местах не оборудованы современными возможностями. Многие из этих инструментов следует сохранить в первозданном виде, чтобы обеспечить их историческую аутентичность. В окрестностях Вентспилса – в Угале – находится единственная в Латвии органостроительная мастерская, которая окажет хорошую поддержку в повседневном уходе за новым вентспилсским органом.
Значение такого концертного инструмента следует рассматривать с разных аспектов.
Во-первых, крупный орган станет значимым приобретением для всех музыкантов, большим вкладом в культурную жизнь региона и всей страны, так как поспособствует концертной деятельности и развитию культуры, туризма, причём не для узкого круга, а для широкой аудитории. Наряду с церковными органами, этот инструмент станет единственным во всей Латвии новым органом, построенным в концертном зале!
Во-вторых, такой инструмент станет большим приобретением с точки зрения просвещения, ведь он послужит базовым местом обучения органистов в Вентспилсском музучилище (крупнейшем региональном учебном заведении Латвии), а также практической возможностью углубления профессиональной образовательной работы в области органной музыки. При наличии такого инструмента появится возможность организовывать мастер-классы, семинары, фестивали, летние академии. Важной возможностью также является то, что студенты Музыкальной академии смогут практиковать концертные навыки за современным инструментом. Большая часть международных фестивалей и конкурсов органной музыки, в которых принимают участие молодые органисты, проводятся за современными инструментами. За последние десять лет имена латвийских органистов громко звучали на международном уровне, и такие таланты в нашей стране не переведутся и в будущем.
В-третьих, строительство органа, несомненно, поспособствует дальнейшему развитию и популяризации латвийской органной музыки на международном уровне. Высококачественный инструмент в акустическом концертном зале практически без ограничения репертуара позволит создавать сольные программы как для местных, так и иностранных органистов, исполнять крупноформатные произведения для хора в сопровождении органа, а также использовать инструмент для исполнения произведений вместе с симфоническим оркестром. Немаловажным является и тот факт, что для органа изготавливается переносной пульт, позволяющий органисту находиться в разных местах зала. Важно построить выдающийся инструмент, способный заинтересовать иностранных органистов!
Преподавание – поле деятельности Кристине Адамайте
Лауреат Большого музыкального приза – 2014, педагог класса органа Вентспилсского музучилища Кристине Адамайте ведёт активную концертную деятельность в латвийских храмах и концертных залах, привлекая молодых органистов из Вентспилса. В ожидании строительства нового здания Вентспилсского музучилища с функцией концертного зала, где будет построен первый концертный орган в Латвии за последние 100 лет, Кристине Адамайте превращает обучение игре на органе в составную часть культурной жизни – зачёты и экзамены становятся публичными выступлениями.
Кристине Адамайте: «Да, орган – дорогой инструмент, а мы – нищая страна. Однако у нас есть талантливые люди и молодёжь, желающая учиться. Это вселяет надежду, что мы останемся частью европейской культуры, сможем оценить накопленные веками духовные ценности, которые останутся нужными нам для развития себя самих и своей страны, чтобы с честью и достоинством существовать среди других наций. В Вентспилсском музучилище органистов обучают уже полтора года. За это время я, как преподаватель, убедилась, что такое обучение возможно и целесообразно. Регулярные выступления воспитанников отделения привлекают заинтересованную аудиторию. Прежде мы выступали в Рижской англиканской церкви Св. Искупителя, церкви Св. Иоанна, старой и новой церквях св. Гертруды, Цесинских церкви Св. Иоаннна и музучилище, Кулдигской церкви Св. Катрины и Латвийской музыкальной академии им. Витола. Сейчас воспитанники занимаются на купленном училищем цифровом органе. Это неплохое решение, но только для начала обучения, ведь цифровой инструмент не может полностью заменить контакт с живым органом. Поэтому очень надеюсь, что хорошее начало будет иметь серьёзное продолжение! У Вентспилса есть шанс стать важным кирпичиком в дальнейшем строительстве латвийской органной школы. Новый современный инструмент станет платформой для творческой деятельности и сотрудничества студентов и мастеров. Образовательный процесс, проекты (например, международные мастер-классы) и профессиональная концертная деятельность – вот способы использования нового органа. Мы продолжаем учиться, ждём новый инструмент и верим, что он принесёт много радости!»
Мы можем изготавливать прекрасные инструменты
Профессор, органист, эксперт по органам Таливалдис Декснис разъясняет виды органов и объясняет, какими они должны быть в современности.
– На протяжении веков орган пережил стремительное и существенное развитие конструкций, стилистик, что повлияло также на звучание. По сути, орган – это сложное техническое устройство, при строительстве которого используется не только опыт, но и стремление внедрить новые технические решения. Органостроители стремятся приспособить инструмент под главенствующие в тот или иной момент музыкальные стили. До первой половины ХХ века параметры звучания органов могли значительно отличаться в зависимости от региона. В истории органов известны такие типы стилистики инструментов, как немецкая (в т. ч. южно- и северонемецкая), французская, испанская, английская и др.
В органостроении ХХ века могут быть представлены как отдельные копии исторических типов (точные или в свободной интерпретации), инструменты, при строительстве которых мастера стараются сохранить и заложить некие характерные только для данного региона традиции, однако при создании крупных инструментов доминирует так называемый симфонический, или универсальный стиль.
Каковы основные отличия этих стилей? Органы в стиле барокко – инструменты, построенные в ХVII–XVIII веках. В наше время иногда пытаются делать их копии или имитации. Для таких органов характерен выбор регистров (диспозиция), а конструкция имеет соответствующее визуальное оформление. Они подходят для церквей или часовен (...) На таких органах прекрасно звучит полифония, однако они не подходят для исполнения романтических и современных произведений. (...)
В качестве концертного инструмента органы барокко могут устанавливаться в небольших камерных залах с целью аутентичного исполнения сольной органной музыки той эпохи или для выступлений с ансамблями, оркестрами и хорами соответствующего стиля. (...)
Романтические органы начали выпускать во второй половине ХIХ – начале ХХ века (...) В них внесены некоторые изменения: встроены характерные для этого стиля регистры, придающие звучанию новые тембральные возможности. Появились и дополнительные устройства (швеллеры с эффектом скачкообразного ослабления звука, устройства для усиления или ослабления звучания, переключения регистров и их комбинаций и пр.). В крупных церквях и некоторых концертных залах стоят грандиозные инструменты, насчитывающие 100, 150 и даже 200 регистров. (...)
Строительство таких больших органов стало возможным благодаря новому типу трактуры (типу соединения клавиатуры и труб) – пневматической, а позже – электропневматической. Это позволило размещать в помещении больше виндлад с трубами, составляя их свободнее. Однако размеры органа не повлияли на силу нажатия клавиш, как это обычно происходит с крупными механическими инструментами. Правда, пневматическая система имеет один недостаток – задержка звучания.
Немного точнее работает электропневматическая трактура, однако и в этом случае органист не может добиться такого эффекта, как на механическом инструменте.
Данный фактор, а также, очевидно, то, что пневматические инструменты требовали более частого и масштабного ремонта, послужили причиной тому, что подобные органы строили довольно короткий период – приблизительно с 1890 по 1940 годы. Сейчас новые пневматические органы практически больше не строят.
Начиная со второй половины ХХ века, а в некоторых странах даже раньше, органостроители вернулись к механической трактуре. (...) Такой способ приведения в действие клавиатуры считается лучшим до сих пор. Переключение регистров и запуск вспомогательных устройств в крупных инструментах выполняется при помощи электричества или электроники.
Благодаря качественным материалам, точным технологиям, ремесленному опыту и мастерству органостроителей, изготавливаются крупные инструменты, на которых легко и приятно играть.(...)
Орган вентспилсского концертного зала должен соответствовать самым разнообразным музыкальным вкусам. Он будет универсальным. Органы такого типа стоят во многих церквях и концертных залах мира.
На барочном органе практически невозможно исполнять романтическую и современную музыку, а на романтическом невероятно сложно стилистически верно передать музыку барокко и современности. В обоих случаях речь не только о звуковом результате, который может выйти очень сомнительным. Важно и то, что имеются технические ограничения – не хватает необходимых клавиш и нескольких специфических вспомогательных устройств, органист испытывает дискомфорт, которому способствует несоответствие инструмента желаемому репертуару.
Ведущие современные органостроительные фирмы могут создавать отличные инструменты, которые благодаря достаточному выбору спектра регистров позволяют исполнять музыку различных стилей и эпох. При том, что это современные инструменты с разнообразными возможностями – богатым тембром, точной механической трактурой, электронно программируемыми и управляемыми регистрами, возможностью включения вспомогательных устройств, – на них очень удобно исполнять и старинную музыку, и эпохи барокко, и романтические, и современные произведения. .
Комментарии (5)
Благодарим за заботу о нашем подрастающем поколении!
в парвенте фонтан дерево из этих-же труб,и фонтан мачты тоже из этих труб,
Вопрос был не зачем вообще орган, а зачем дорогущий. лучше бы пенсионерам бесплатный проезд по городу сделали.
Вы может хоть раз отвлекётесь от своего вечного вопроса про бесплатный проезд пенсионерам? Речь в данной теме идёт про орган, так и пишите про ОРГАН, почему вечно во все темы вы и вам подобные влезаете со своими "бесплатными проездами пенсионерам" и "освещённой дорожкой до парвентского пляжа"
Для расширения кругозора советую погуглить и узнать, сколько хотя бы примерно стоит акустический орган, прежде чем такую чушь писать. Откуда такое необразованные только лезут? Вроде и Интернет доступен...