Предоставленная Государственным агентством социального страхования информация подтверждает, что в Вентспилсе больше половины, а именно 53,7% пенсионеров получают пенсии в размере от 150 до 200 латов.

Из них большая часть – от 160 до 170 латов.

Тяжелее всего приходится одиноким пенсионерам, которые не могут получить статус малообеспеченного из-за того, что их пенсия на пару латов или даже сантимов превышает установленный уровень. Обиднее всего, что они не могут претендовать на льготы при оплате коммунальных услуг, поэтому почти вся пенсия уходит на их покрытие, и на жизнь остается всего ничего.

Бригита, пенсия – 172,34 лата.

Коммунальные услуги: 70–80 латов;

Медикаменты: 20–40 латов.

Бригита находится на пенсии с 1993 года, но с работы ушла только в прошлом году, когда правительство сняло 70% от пенсии работающих пенсионеров. Пенсионерка проживает в двухкомнатной квартире в пятиэтажном доме. Она уже 17 лет живет одна – с тех пор, как умер супруг. Есть сын, но и ему в наше время приходится нелегко. Он до сих пор оплачивает стационарный телефон сын, что уже много.

Самые большие расходы Бригиты – коммунальные услуги. «В прошлом году были такие огромные счета за отопление, хоть плачь. Так много платить еще не доводилось», – с опасениями ожидает нового отопительного сезона Бригита. Ежемесячно много денег уходит на лекарства. Их нужно пить обязательно – это и лекарства после операции на сердце, и от повышенного давления, и из-за щитовидной железы.

Еще ей нужно посещать врачей, но на это денег уже нет. На продукты много не остается, Бригита часто варит молочные супы, каши. С получки покупает что-нибудь вкусное, в т. ч. кусочек мяса. Также нужно рассчитывать средства на регулярные хозяйственные затраты. Каждый месяц бывают и непредвиденные расходы – то похороны, то чей-нибудь юбилей. Пенсионерка почти не тратит деньги на транспорт, так как живет в центре города и ходит пешком.

Бригита рассказывает, что всю жизнь жила скромно, поэтому и сейчас может выжить. Однако есть вещи, которых очень не хватает: «Я культурный человек, поэтому сложно, что почти никуда не могу пойти. Но хуже всего было, когда не попала на оперу. 12 латов за билет – это дорого. В гости тоже съездить не могу», – жалуется она.

Есть и другие потребности, сэкономить на которых невозможно. Например, в квартире требуется ремонт, надо менять двери. На покупку одежды денег тоже не хватает, нужно новое пальто, но таких средств у женщины нет.

Говоря о долгах, Бригита подчеркивает, что занимать нельзя, как бы тяжело не было. Пенсионерка считает, чтобы более-менее нормально жить, ей бы хватило пенсии и в 200 латов. Тогда бы она смогла больше ухаживать за собой, ходить к парикмахеру и принимать более активное участие в общественной жизни.

Вия, пенсия – 172 лата

Коммунальные услуги: 90–120 латов;

Медикаменты: 15–20 латов.

Вия вышла на пенсию в 1996 году, но продолжала работать до 2005 года. Уже пять лет она не живет, а борется за выживание. Она проживает в двухкомнатной квартире в девятиэтажном доме, одна уже 27 лет. Пенсионерка признается, что одной живется очень тяжело, и социальную помощь от самоуправления получить не может, так как ее доходы для этого считаются большими.

У Вии есть сын, который сам испытывает сейчас трудности, поэтому помочь не может. «Но я у него обычно и не прошу», – говорит женщина. Несмотря на материальные тяготы, пенсионерка умудряется помогать внуку, который учится в вузе в Риге. Вия старается сэкономить, чтобы дать внуку хотя бы 20 латов в месяц.

С покупкой продуктов и вовсе беда. «Даже не помню, когда в последний раз покупала мясо. Иногда хотелось, но не удавалось. В магазинах покупаю все по акции», – говорит пенсионерка. Сладостей ей не хочется, так как всю жизнь, около 30 лет, проработала в магазине Карумниеце (русск. яз. Лакомкаприм. ред.). «Там сладостей наелась на всю жизнь», – смеется Вия.

Как и у большинства пенсионеров, у Вии со здоровьем неважно. Часто бывает, что надо сходить к врачу, а денег нет. «Когда уже совсем невмоготу, приходится идти, а если что-то несерьезное, то к врачу не обращаюсь. Есть проблемы со спиной, нужно бы сходить на массаж, но позволить себе этого не могу».

Новую одежду и обувь пенсионерка тоже купить не может. Когда-то она часто ходила в театр, а сейчас даже припомнить не может, когда в последний раз была на концерте или театральном представлении. Ездить на экскурсии от общества пенсионеров у Вии тоже не получается. Иногда за экскурсию нужно заплатить всего лишь пять латов, но и их у пенсионерки нет.

Каждый месяц нужно что-то из хозтоваров – мыло, зубная паста или стиральный порошок. Хотя до центра Вие и далековато, большей частью она ходит пешком, на общественном транспорте добирается только тогда, если нужно нести что-то тяжелое.

Летом, когда нет счетов за отопление, пенсионерке удается отложить около пяти латов в месяц. Но зимой выжить гораздо труднее, особенно прошлой, когда за отопление приходилось платить по 70 латов в месяц. «Мне бы хватило 200 латов, тогда жить было бы можно», – считает пенсионерка.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: