С благословения Нептуна работа у рыбаков кипит с рассвета и до позднего вечера, а посвящённый им праздник со­стоится уже в эту субботу. Культурно-историческая традиция отмечать его соблюдается со времён Первой республики.

Вентс­пилс известен на местном и международном уровнях как портовый город. В рыболовной отрасли активно действует несколько предприятий, прославляя имя Вентспилса на местном и международном рынках, а также обеспечивая рабочими местами жителей. Однако в последнее время в отрасли в целом наблюдается спад. В основном это происходит по политически-экономическим причинам.

В отрасли рыболовства и рыболовного хозяйства в Вентспилсе работает несколько коммерсантов, зарегистрировавших свою предпринимательскую деятельность как физические и юридические лица. Подготовленная отделом экономики Вентспилсской городской думы информация свидетельствует, что в рыболовной отрасли в нашем городе зарегистрированы 12 коммерсантов, часть из которых прекратили деятельность. Наряду с этим в отрасли активно работают также предприятия, юридически зарегистрированные в других городах Латвии, например, ООО Верги и ООО Гайсма АР.

Успешно влились в рынок

Среди местных рыболовецких предприятий наибольшее внимание в последнее время приковано к ООО БраДава. Одна из причин тому – получение приза Большой улов – 2017 в номинации Рыболовецкое предприятие года.

В прошлом году оборот компании превысил 7 млн евро, что значительно больше, чем в 2016-м, когда он составил свыше 5 млн евро. В распоряжении предприятия находится около 20% общего лимита Латвии, которые компания способна полностью освоить, несмотря на сезонный характер работы, – информирует член правления ООО БраДава Гунтис Гайлитис.

Во время сезона предприятие обеспечивает работой более 140 человек, а в межсезонье – около 120.

Впервые в далёком 1995 году в море вышли два судна БраДавы – Браво и Даугава, а сейчас предприятие владеет пятью плавсредствами, два из которых приобретены недавно.

Основными направлениями работы БраДавы остаются рыболовство (килька, салака, треска), переработка рыбы и грузовые перевозки, однако параллельно предприятие успешно зани­мается ремонтом судов, грузовых и легковых автомобилей. Приоритетом является качество. Это относится и к работе в комплексе заморозки Муйжа в Угале, где рыбу перерабатывают, чем увеличивают добавленную стоимость продукции. В числе прочего там сортируют и замораживают рыбу, со­ответствую­щим образом хранят её, режут тушки, вырезают филе, солят.

Предприятие не забывает и о развитии. Сейчас в сотрудничестве с Национальной организацией производителей рыбохозяйственной отрасли строится завод по производству рыбной муки в Пузес. Это являет­ся одной из самых значимых инициатив, – отмечает Гайлитис.  Завод стоимостью 4,2 млн евро строится, чтобы найти рынок сбыта для выловленной нестандартной рыбы и остатков производства. В результате их переработки будет производиться рыбная мука, или протеин, рыбий жир, а позднее – рыбные гранулы, которые могут использоваться в аквакультуре для подкорма рыбы. Также в скором времени БраДава планирует продолжить работу над модернизацией флота, а также реа­лизовать софинансируемый ЕС проект в Угале. Предприя­тие уже успешно воплотило две утверждённые Евросоюзом инициативы.

Впереди большие испытания

Как и другие коммерческие общества, ООО Звейниеку компания «Грифс» работает в нескольких направлениях, однако самым стабильным и прибыльным остаётся рыболовство. Флот предприятия насчитывает три судна, – сообщает председатель правления Грифа Юрис Петерсон. «Больше нет рынка для кильки и салаки», – характеризует он серьёзность ситуации. Большую часть улова предприятие продаёт на переработку для производства рыбной муки, а также в питомники для животных. Такие сделки заключаются по значительно более низким расценкам, что образует всё большую брешь в финансовом положении предприятия.

На местном рынке согласно спросу реализуется лишь часть улова. Например, выловленную в водах Балтийского моря треску предприятие почти полностью сдаёт в Польше, где её перерабатывают на экспорт – в основном во Францию, однако продукция попадает также в Англию, Германию и другие страны Европы.

Оценивая ситуацию в отраслях рыболовства и рыболовецкого хозяйства в более продолжительной перспективе, представитель Грифа поясняет, что и там, как в любом другом бизнесе, наблюдаются и взлёты, и падения. Однако с сожалением приходится признать, что «так плохо, как сейчас, никогда не было». Петерсон считает, что ситуацию усугубляет не недостаток ресурсов, а отношение государства к происходящему.

Председатель правления Грифа отмечает, что Европе не нужна наша готовая продукция. Скорее, мы являемся поставщиками сырья, рынком дешёвой рабочей силы и сбыта продукции. Похожего мнения придержи­ваются и представители других предприятий. К тому же самыми значительными факторами, влияющими на Латвию, являются зарплаты за границей, высокая покупательская способность, цены на рыбу и богатство дальних вод с точки зрения разнообразия рыбы и выделенных квот на вылов, – добавляет Петерсон.

Надеются на расширение

С самого основания, с 1993 года, основным промыслом зарегистрированного в Юрмале ООО Верги является промышленный лов в Балтийском море и Рижском заливе. Со временем предприятие стало также заниматься предварительной обработкой рыбы. Сейчас оно предлагает широкий ассортимент продукции. Число трудоустроенных в Вентспилсе колеблется от 150 до 170 человек.

Оценивая ситуацию в целом, владелец Верги Ивар Янек признаёт, что «в последние годы всё перевернулось с ног на голову». Если раньше около четверти продукции предприятие реализовывало на местном рынке, а остальное экспортировало, то сейчас в Латвии остаётся всего несколько процентов от общего объёма продукции. К тому же из-за резкого спада на местном рынке весь улов приходится перерабатывать собственными силами, используя имеющуюся инфраструктуру. Поэтому одной из главный целей предприятия является строительство нового производства, – отмечает Янек.

Комментируя рыболовецкую отрасль и освоение квот за последние пять – десять лет, он отмечает, что значительные трудности Латвию не затронули, однако ситуация в рыбообработке намного печальнее. «Отрадно, что вентспилсский рыбоконсервный комбинат пока борется и рабо­тает», – радуется Янек.

Хлеб рыбака – килька да салака

В отношении улова – основного источника дохода вентспилсских рыбаков – в последние годы мало что изменилось, так как в топе остаются килька и салака, а также треска, но в значительно меньших объёмах. В связи с этим вырисовывается негативная тенденция. С годами произошли существенные изменения в популяции балтийской трески, рыба стала мельче. Петерсон считает, что ситуацию могут улучшить сильные штормы, которые принесут из Северного моря более солёную воду. «Треске нужны соль, кислород и пищевая база», – подчёркивает Петерсон, добавляя, что отсутствие одного из этих условий сильно влияет на жизненные процессы. Негативная тенденция в отношении трески наблюдается уже около десяти лет. Во время беседы Петерсон вспомнил 14 января 2009 года, когда цена на треску за один день упала вдвое и по сей день так и особо не увеличилась.

Растёт объём экспорта

Оценивая ситуацию в рыболовецком хозяйстве на государственном уровне, учитывая российское эмбарго, за последние четыре года значительно вырос объём экспорта, – свидетельствует опубликованная Министерством земледелия информация. Потеря российского рынка успешно компенсирована другими рынками сбыта как в ЕС, так и за его пределами. По сравнению с 2014-м, в прошлом году экспорт рыбной продукции вырос на 42%. Латвийские предприятия поставляют свою продукцию в 44 страны мира.

Практически полностью свой улов экспортируют и работающие в Вентспилсе предприятия. Например, БраДава поставляет продукцию в основном в Данию, Великобританию, Францию и Украину, а также в Польшу, Грузию, Румынию, Португалию, Литву, Германию, Корею и ЮАР. В последнее время самым прибыльным рынком сбыта стала Великобритания. Там пользуется спросом нестандартная мелкая килька, – рассказывает Гайлитис.

На вопрос о конкуренции представители рыболовецких предприятий практически единодушно отмечают, что в Латвии стало катастрофически мало рыбообрабатывающих предприя­тий, а держащиеся на плаву работают на 30% мощностей, – отмечает Гайлитис. Например, один из цехов, когда-то закупавший и перерабатывавший 40 тонн рыбы в сутки, теперь обрабатывает всего восемь – десять тонн. Однако есть и положительные аспекты. Член правления БраДавы признаёт, что с точки зрения платёжеспособности наиболее надёжным по сравнению с Россией и Белоруссией является европейский рынок. К тому же замороженную кильку в Латвии покупают по 250 евро за тонну, а в российском Калининграде она стоит 900 евро, – приводит пример Петерсон. Отличие лишь в том, что попасть на этот рынок практически невозможно.

Вентспилс может гордиться, ведь наши предприятия, занимающиеся рыболовством, осваивают почти половину выделенных Латвии квот на вылов.

Читай еще

Комментарии (1)

  • -1
    Мармелад 10.07.2018, 14:57:11

    Завод стоимостью 4,2 млн евро строится, чтобы найти рынок сбыта для выловленной нестандартной рыбы и остатков производства. В результате их переработки будет производиться рыбная мука, или протеин, рыбий жир, а позднее – рыбные гранулы, которые могут использоваться в аквакультуре для подкорма рыбы.
    -------------------------------------------------------------------------------------
    За такие деньги можно еще и заказывать со Скандинавии мальков лосося и форели и выращивать у нас здесь и продавать как Латвийский лосось и форель!
    ------------------------------------------------------------------------------------
    По сравнению с 2014-м, в прошлом году экспорт рыбной продукции вырос на 42%
    ------------------------------------
    Если он так вырос почему тогда рыбокомбинат простаивает и практически не работает в полную силу? И почему если такой рост продукции то не поднимаются зарплаты чтобы туда шли работать не только отчаившиеся найти работу а хорошие работники за хорошую зарплату!

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: