Технический отдел Управления Вентспилсского свободного порта (ВСП) внедряет в жизнь многомиллионные проекты, для софинансирования которых привлекаются значительные средства из фондов ЕС.
Рад участвовать в развитии города и порта
0Благодаря грандиозным проектам объекты воплощаются в благоустроенные подъездные пути к порту, в новые производственные корпуса, в которых создаются рабочие места для вентспилсчан, в упорядоченные объекты портовой инфраструктуры, которые служат и горожанам. Два с половиной года техническим отделом Управления ВСП руководит МАРИС ПЕТРОВСКИС.
– Ты пришёл в Управление ВСП, имея за плечами опыт налаживания машиностроительного производства Malmar Sheet Metal в Вентспилсе.
– В Управлении ВСП я работаю с начала 2014 г. А перед этим – с августа 2006 го до октября 2013 го – работал на бельгийском машиностроительном предприятии Malmar Sheet Metal. Сейчас могу сказать, что лишь благодаря юношескому максимализму я согласился участвовать в создании с нуля такого машиностроительного производства. Признаюсь, мной двигало ещё и желание показать, на что я способен и что в Вентспилсе работать, давать работу людям и приносить деньги может не только порт, но и промышленные производства. У меня был диплом РТУ по специальности инженера машиностроения, и портовые дела в тот момент меня не привлекали. Теперь воспоминания о том времени вызывают у меня улыбку. Особенно учитывая то, что я теперь работаю в порту. Это один из парадоксов, которые жизнь мне нередко преподносит. В школе и университете я не любил черчение, а позже сам преподавал именно этот предмет студентам вентспилсского филиала РТУ и техникума (тогда – 20 го ПТУ). Так и с портом: хотел доказать, что можно обойтись без него, а сам теперь здесь работаю (смеётся).
– Почему решил уйти с промышленного производства в тот момент, когда оно было налажено и переехало в новые производственные помещения по ул. Ганибу?
– Действительно, создание машиностроительного производства Malmar мы начинали в 2006 г. Вначале костяк предприятия состоял из троих человек, а чуть позже – из шестерых. Производство начиналось на старом и довольно примитивном оборудовании, привезённом из Бельгии. Вначале не было ни больших инвестиций, ни суперсовременного оборудования на предприятии Malmar Sheet Metal. Были потенциал, эксклюзивная возможность работать для знаменитого бренда Volvo. В ноябре 2012 г. мы открыли новое производство по ул. Ганибу, а меньше чем через год я ушёл с предприятия. Решение об уходе с Malmar было одним из тяжелейших в моей жизни. Все этим семь лет я горел на производстве. Когда оно стабилизировалось, мне захотелось что-то изменить в жизни. Семь лет мы стремились к большой цели, а когда её достигли, пропал стимул. Сегодня я ни о чём не жалею.
– В Управлении ВСП ты возглавил один из важнейших отделов. Помнишь ли с каким чувством приступил к работе в новой должности?
– Не могу согласиться с тем, что наш отдел самый важный. Порт – это единый организм. Можно ли определить, какой орган у человека главный? Так и в порту: организм не сможет слаженно работать, если не хватает хотя бы одного маленького винтика. Трудно представить себе работу порта без службы поддержки судоходства, замеров глубин или без работы лоцманов. Несомненно, технический отдел – это тоже важная часть организма порта. В нашем ведении освоение инвестиций, осуществление дорогостоящих проектов, что несомненно требует большой ответственности. Для меня смена места работы означала в первую очередь переход из частного сектора в государственный. На частном предприятии многие вопросы решаются проще и быстрее – через телефонные звонки или знакомства. Здесь же необходимо соблюдать все процедуры: закупки, согласования и т. п. После Malmar было и такое чувство, что я выбрался из закрытого помещения. При том рабочем режиме и тех условиях труда, в которых я работал, нередко весь мой день проходил на одном предприятии, где я знал все процессы до последнего штриха. Здесь сразу же открылась перспектива: я каждый день вижу, что происходит в городе, в порту, и могу участвовать непосредственно в экономических процессах, происходящих в государстве.
– На Malmar ты руководил одним предприятием, а здесь имеешь дело со всеми промышленными предприятиями, работающими в индустриальных зонах ВСП.
– Я бы сказал больше: моя нынешняя работа имеет отношение не только к промышленным предприятиям индустриальных зон порта, но и ко всему городу. Ведь проекты ВСП включают в себя улучшение многих объектов городской инфраструктуры: улиц, площадей, набережной.
– Два с половиной года, в течение которых возглавляешь технический отдел, – это совсем немного. Но за это время в порту построен целый ряд важных и сложных объектов. Какие это объекты?
– В первую очередь это три главных проекта, софинансируемые из Когезионного фонда ЕС. Крупнейший из них – реконструкция подъездных путей к портовым терминалам и индустриальным зонам. Проект начался ещё в 2010 г., так что я участвовал в его завершающей стадии. Для вентспилсчан это наиболее видимый из последних проектов, так как подъездные пути проходят по городским улицам. В ходе проекта восстановлено или построено заново более 40 отрезков городских улиц или площадей. В целом на это потрачено 38 млн евро, в том числе 30 млн из Когезионного фонда ЕС. Думаю, что этот проект в той или иной степени улучшил качество жизни всех вентспилсчан: для одних это дорога на работу, для других – улица рядом с домом, которая стала удобнее, светлее. Второй проект – развитие инфраструктуры ВСП. В этот проект вошло несколько объектов: строительство 12 го глубоководного причала у моста; реконструкция причала судов ВСП; ремонт волнолома Северного мола; укрепление берега причала 40А у т/д Юрас варты; ремонт причалов на всём протяжении городской набережной и углубление русла Венты от разворотного бассейна до 12 го причала. Возможность реализовать два последних из названных объектов представилась благодаря дополнительному доступному финансированию из фондов ЕС, которое надо было освоить до конца прошлого года. К сожалению, из-за долгих процедур согласования с Еврокомиссией работы были начаты только в конце года. Это создало и технические препятствия, связанные с неблагоприятными погодными условиями, поскольку работы проводились в зимний период, а не летом, как изначально планировалось. Может, оно и к лучшему, поскольку все ремонтные работы на набережной прошли вне туристического сезона. Однако софинансирование из еврофондов смогли получить лишь для той части работ на набережной, которые успели провести до конца прошлого года. Третий объёмный проект – укрепление грунта за 2 м и 3 м причалами. Менее масштабные проекты – строительство трёх производственных зданий: Центра электроники, Центра технологий и здания шоколадной фабрики Победа. К настоящему времени все проекты завершены, кроме набережной, где работы также подходят к концу. После сдачи набережной в эксплуатацию Управление ВСП завершит объёмную программу освоения денежных средств из фондов Евросоюза, выделенных на прошлый период планирования – 2007–2013 гг. За этот период мы освоили неполные 60 млн евро из фондов ЕС.
– Вентспилс нередко упрекают в том, что он забирает себе все деньги из европейских фондов. Ты работаешь с проектами, для финансирования которых привлекаются десятки миллионов евро. Так ли это легко – привлечь софинансирование ЕС?
– Я слышал эти упрёки. Вентспилс действительно привлекает больше средств из европейских фондов, чем другие самоуправления. И в этом его заслуга, а не недостаток. Зачем строить любой объект только за деньги самоуправления, если можно половину или даже 85% стоимости привлечь из ЕС? Над этим работают специалисты самоуправления и Управления ВСП, которые имеют опыт, профессионализм и квалификацию на самом высоком уровне! Поэтому Вентспилсу и удаётся привлечь деньги из фондов ЕС.
– В этом году открываются программы нового периода планирования бюджета ЕС на 2014–2020 гг. Для каких проектов Управление ВСП планирует привлечь софинансирование ЕС?
– Направления сохраняются те же, одно из них – развитие индустриальных парков и строительство новых производственных зданий. Уже ведётся проектирование двух новых зданий, строительство которых начнётся, скорее всего, в будущем году. Будет также продолжена реконструкция подъездных путей и модернизация гидросооружений и портовой инфраструктуры, для чего планируется привлечь 24 млн евро. Ничего нового строить в порту пока не планируется: территория до Объездного моста уже застроена. Основные проекты будут связаны с ремонтами. Крупнейшие из-них планируется провести на Северном и Южном молах. Надеюсь, что в работе над новыми проектами пригодится опыт, который я уже приобрёл на завершающем этапе крупных проектов прошлого периода планирования.
– Кого считаешь своими главными советчиками и помощниками в работе?
– В первую очередь, это, конечно, мой предшественник Арнис Мазалис, который помог вникнуть в суть нынешней работы. Большую поддержку ощущаю со стороны управляющего портом Иманта Сармулиса с его большим жизненным и трудовым опытом. Несомненно, это и весь коллектив Управления ВСП, руководители проектов, без помощи которых я не представляю своей работы. Я ощущаю себя маленьким винтиком в большом и слаженном механизме Управления ВСП.
– Что считаешь достижениями в нынешней должности?
– Об этом пусть судят другие. За время работы в Управлении ВСП приходится слышать и критику в свой адрес, которую воспринимаю конструктивно и к которой стараюсь прислушиваться. Для меня важно то, что имею возможность участвовать в процессе создания и развития нового облика нашего города. Для меня это большая честь – работать на благо города, участвовать в развитии порта, который, как мы все знаем, не разрывен с городом. За эту возможность я благодарен Богу.
Комментарии (0)