Многие вентспилсчане даже не предполагают, свидетельства каких событий хранит море у наших берегов!

Одну из последних уникальных находок на дне моря старший водолаз Управления Вентспилсского свободного порта Денис Лапин вместе с единомышленниками из команды Ventspils Dive Team посвящают Вентспилсу и 750-летию нашего порта.

 

Через два года минет ровно сто лет со дня самой крупной из всех известных морских катастроф, произошедших у берегов Вентспилса. 17 декабря 1915 года во время Первой мировой войны примерно в 20 км от берега подорвался на русских минах и затонул лёгкий крейсер Бремен военного флота Германии. Это была успешно проведённая операция русской военной разведки на Балтике и несомненный крупный успех русского минного оружия. Мины были поставлены 15 декабря 1915 года русскими эсминцами Новик, Победитель и Забияка, которым удалось незаметно провести операцию. И в то же время гибель крейсера Бремен и сопровождавшего его одного из двух миноносцев V-191 стала катастрофой, унесшей жизни 11 офицеров и 187 матросов с крейсера и 25 членов команды миноносца. Всего в экипаже крейсера насчитывалось 14 офицеров и 266 матросов.

 

Об этом событии писала газета Вентас Балсс 7 января 1939 года, то есть, спустя 23 года после катастрофы: «Когда немцы оккупировали Курземе, в Вентспилсе они оборудовали базу для нескольких лёгких крейсеров и вспомогательных кораблей, которые на Вентспилсском побережье несли разведывательную и патрульную службу. Некоторые вентспилсчане помнят, что в нашем порту в то время часто находился немецкий крейсер Бремен. В морозный зимний день 23 года тому назад он затонул; об обстоятельствах его смертного похода в Вентспилсе ходили разные слухи. И по сей день остаётся тайной, пустила ли на дно Бремен одна из русских или английских подводных лодок и как врагу стало известно о выходе Бремена в море». В архиве Дениса Лапина есть эмоциональные воспоминания старшего матроса Фридриха Шютта, служившего на крейсере Бремен, которому чудом удалось спастись. «Вокруг тонущего корабля была жуткая каша из ещё пла­вающих и уже тонущих моряков. Один из товарищей в борьбе со смертью ухватился за меня сзади и потащил вниз. Мы погружались так несколько раз, пока мне не удалось стряхнуть его – жестокая необходимость в попытке спасти собственную жизнь», – вспоминал выживший матрос. Он уже было отчаялся увидеть когда-нибудь свою семью, но его нашёл в море и спас второй миноносец из сопровождения крейсера.

 

В воздух взметнулся столб пламени

В тот роковой день немецкий крейсер в сопровождении двух эсминцев вышел из Вентспилса для патрулирования морского пространства между шведским островом Готланд и Лузерортом (Овиши). У немцев были сведения, что в Балтийское море прибыло несколько отрядов английской флотилии подводных лодок, поэтому необходимо бдительно нести патрульную службу, чтобы англичане не застали врасплох», – писала газета Вентас Балсс 74 года тому назад. В 17:45 со стороны эсминца V-191 раздался взрыв, а спустя некоторое время с торпедного катера поступил сигнал о том, что он подорвался на мине, есть раненые, а в машинное отделение поступает вода. На крейсере решили, что их атаковала подводная лодка, и военный корабль стал совершать противолодочные манёвры. В то же время с крейсера отправился катер. Только он вернулся и раненых уже начали размещать в судовом лазарете, как один за другим раздались два взрыва на самом крейсере, который тоже наскочил на мины. Взорвался склад боеприпасов, в воздух взметнулся огромный столб пламени высотой около 100 метров, – писала Вентас Балсс. В считанные минуты крейсер выпрямился вертикально и ушёл под воду. Барахтавшиеся на поверхности воды матросы и офицеры прощальным Ура! приветствовали свой затонувший боевой корабль. Командиру крейсера оторвало обе ноги, некоторое время он ещё держался на плаву, кто-то из команды крейсера пытался его спасти. Но командир от помощи отказался, сказав, что она ему уже не нужна.

 

К сожалению, второй эсминец медлил со спасением тонущих моряков, продолжая противолодочные манёвры, так как, вероят­но, его командование тоже было уверено в торпедной атаке с русской или английской подводной лодки. Когда эсминец V-186 всё же начал спасать тонущих моряков, многие из них попросту замёрзли и погибли в воде от переохлаждения. Тех же, кого удалось спасти, доставили сначала в Вентспилс, а затем некоторых переправили на лечение в Либаву (Лиепаю). «За два дня до Рождества я прибыл домой, к жене и шестерым детям. Первым меня увидел самый младший сын, он кинулся в мои объятия, радость была неописуемой. В газете они прочитали о гибели Бремена и считали меня мёртвым. Но я опять был с ними, едва избежав смерти!» – вспоминает старший матрос Шютт, который был одним из трёх членов команды, последними покинувших борт тонущего крейсера.

 

15-летние поиски увенчались успехом

Остов крейсера Бремен, который покоится на глубине 45 метров недалеко от Вентспилса, нашла и обследовала в ходе поисковых экспедиций команда Ventspils Dive Team под руководством Дениса Лапина. 15 лет он собирал сведения о событии почти вековой давности, устанавливая место возможного нахождения останков подорвавшегося крейсера. За эти годы Денис и его единомышленники нашли много других затонувших кораблей, в том числе советскую подводную лодку М-78, затонувшую в результате торпедирования немецкой подлодкой 23 июня 1941 года. Совершались погружения к ещё одному немецкому крейсеру времен Первой мировой войны Prinz Adalbert. В октябре 1915 года недалеко от Лиепаи его торпедировала английская подводная лодка Е8, погибли около 700 человек. Остов крейсера покоится на глубине 80 метров и хорошо сохранился. Это было самое глубокое погружение Дениса и его команды в Балтийском море. Общее время, проведённое под водой, составило 108 минут.

 

Все эти находки, конечно, были значительными. Но Денис искал Бремен. Осенью 2010 года Денис и его друг Максим Ягнюк из вентспилсской команды дайверов нашли эсминец сопровождения V-191 и поняли, что уж теперь-то они близки к своей цели. Однако наступление осенних и зимних штормов не позволило в том же году завершить поиски. И, наконец, в мае 2011 года Лапин нашёл то, что так долго искал. «Оба корабля хорошо сохранились, лежат на ровном киле на глубине 45 метров, повреждения в носовой части от мин, надстройки в основном снесены рыболовными тралами», – рассказывает Денис. Более двух лет он не разглашал информацию о своей находке, проводя подводные исследования и фотографируя детали крейсера. На палубе сохранились орудия, в том числе одна из двух пушек главного калибра 150 мм. На вооружении крейсера было также шесть орудий калибра 105 мм.

 

Продолжение следует...

Денис побывал в Бремене, где в 1903 году за городские деньги на верфи A.G.Weser Werft был спущен на воду крейсер Бремен. В городском музее находится двухметровая модель крейсера, подаренная судоверфью по окончании строительства корабля. Для истории крейсер интересен ещё и тем, что на нём начинал службу будущий адмирал Канарис, возглавивший в годы Второй мировой войны разведывательное управление фашистской Германии. Бременский музей заинтересовался находкой Дениса. В настоящее время музеи Вентспилса и Бремена совместно с Ventspils Dive Team обобщают накопленную информацию о крейсере и планируют дальнейшую совместную работу. Денис готовится снять фильм с реконструкцией драматических событий почти столетней давности, разыгравшихся у берегов Вентспилса. Если у кого-то из вентспилсчан сохранились какие-либо свидетельства нахождения Бремена в Вентспилсе, Денис с благодарностью примет их в свой архив.

 

Рэк-дайвингом, или погружением на затонувшие корабли Денис занимается уже двадцать лет. В районе Вентспилса находится много затонувших кораблей, в том числе парусников времен Курземского герцогства. Воды Балтийского моря благоприятны для сохранения деревянных конструкций старинных кораблей, – говорит Денис. Фотографии, сделанные Денисом во время погружений к останкам кораблей, и описания его находок могли бы составить интересную экспозицию в Приморском музее. Найдя крейсер Бремен, Денис испытывает двойственные чувства – радость от успеха, увенчавшего многолетние поиски, и грусть от того, что нет больше цели и мечты у водолаза, увлекающегося по совместительству ещё и рэк-дайвингом. «Такая находка сродни покорению вершины Эвереста – ты сделал это и стремиться больше не к чему», – с грустью в голосе говорит Денис. Добавим, что Вентас Балсс первой узнала о его уникальной находке.

 

В начале Первой мировой войны немецкий крейсер Бремен базировался в Вентспилсе.

Старший водолаз Управления ВСП Денис Лапин давно увлекается рэк-дайвингом.

Остов крейсера хорошо сохранился в воде, на палубе видны отдельные детали оснащения и быта моряков.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: