Лембергс: «Школам нужна возможность конкурировать между собой!»
Управление Вентспилсского свободного порта хочет переложить свои кредитные обязательства на плечи налогоплательщиков, хотя на его счетах должны быть резервы как минимум 8 миллионов евро – именно на такие случаи. На вопросы читателей и журналистов об этой и других актуальных темах, касающихся порта, школ, народного хозяйства и городского бюджета, отвечает Айварс Лембергс.
– Уже несколько месяцев в стране ведутся дебаты о, цитирую, «списании долгов Вентспилсского порта». В чём суть и как обществу ориентироваться в подобных предложениях?
– Отвечу встречным вопросом: «Долги Вентспилсского порта» – сколько ошибок содержится в этом утверждении? Вернее, сколько и какой именно лжи?
– По сути, у порта не может быть долгов – он должен приносить прибыль. И Вентспилсский порт – это географическое понятие.
– Да, это географическое название, так же как озеро Усма или река Вента. У порта не может быть долгов или финансов, потому что он не является юридическим лицом. Если говорить об обязательствах, то они есть у госучреждения – Управления Вентспилсского свободного порта (ВСП), главным руководителем которого является министр сообщения от левых радикалов – Швинка.
Вторая ложь кроется в слове «долги». У Управления ВСП нет долгов, а есть обязательства перед кредиторами, причём срок погашения ещё не наступил! Значит, это не долги, а кредитные обязательства. Тётушке в Бауске, возможно, всё равно, но когда такими понятиями оперируют так называемые общественные СМИ, министр сообщения, крайне левые прогрессивные популисты – это не что иное, как пропаганда. Договорились до того, что в передаче Krustpunktā заявили, будто это «долги Лемберга»! Так и появляются фейковые новости.
Что касается кредитных обязательств, я не вижу никаких проблем. У Управления ВСП к концу этого года, несмотря на то что в 2024 году они отработали с убытками в размере миллиона евро, есть восемь миллионов евро свободных средств на счету. Правда, в то время, когда я в 2019 году руководил правлением свободного порта, годовая прибыль составляла почти семь миллионов, а сейчас, когда управляют назначенные Швинкой государственные чиновники, у порта убытки. Всё это – своего рода пропаганда, чтобы отвлечь внимание людей от реальных проблем.
Кстати, Управление ВСП – стратегически важное государственное учреждение – уже два года работает без управляющего! А председателя правления свободного порта нет год, как заместителя председателя правления! Иными словами, уже год у управления нет руководства. Разве это ответственное отношение государства к стратегической инфраструктуре? Нет! Поэтому я призываю: если возможно, избегайте любой зависимости от государства – не связывайтесь с этими неумехами, которые не умеют управлять, администрировать и отвечать за свои решения.
– Продолжая тему: в этом месяце из Регистра предприятий было исключено АО Ventas osta, зарегистрированное на улице Гоголя в Риге, так и не начавшее работу. Как оценить такой итог?
– Ну гениально! Чтобы насолить Вентспилсу, была создана компания Ventas osta, которая на одно только бесполезное администрирование потратила около 700 тысяч евро. Всё, никакой другой пользы от неё не было. А кто это финансировал? По сути – Управление ВСП. Эти деньги отняли у Управления свободного порта, чтобы разбазарить на улице Гоголя в Риге.
– Обращалась ли хорошо оплачиваемая администрация Ventas osta с какими-либо предложениями в Вентспилсскую думу – что делать в порту и как улучшить экономическую активность?
– Они даже за зарплатой не приходили! Деньги им просто перечисляли на банковский счёт. Делали ли они что-нибудь? Делали – получали зарплату! Это был фиктивный бизнес, чистейшая уголовщина. Но поскольку данный проект – как акцию против Вентспилса – в конце 2019 года начали Кариньш, Борданс и Линкайтс, то, разумеется, рука руку моет – все белые и пушистые.
– Сейчас самые актуальные публичные дебаты в Вентспилсе касаются объединения и реорганизации учебных заведений. Как эти планы изменились в ответ на реакцию общества?
– В Латвии, согласно прогнозу Министерства образования и науки, через 15 лет число учащихся в общеобразовательных школах в среднем будет в два раза меньше, чем сейчас. В Латгалии, возможно, спад будет ещё сильнее, в Пририжье – меньше. Следовательно, не нужно быть гениальным аналитиком, демографом или планировщиком народного хозяйства, чтобы понять: если число школьников будет постоянно снижаться, то существующая сеть школ в любом регионе переживёт – назовём это так – оптимизацию. Такова объективная реальность, потому что до 1990 года рождаемость была значительно выше, а число рождённых, например, после 1992 года девочек сократилось вдвое. Если этим молодым женщинам сейчас около 33 лет, то они должны были бы уже родить первого ребёнка. Демографическая яма будет продолжаться до тех пор, пока они не достигнут 45-летнего возраста. Другой вопрос: сколько детей они рожают?
– Во всём мире, к сожалению, наблюдается тенденция к снижению среднего числа детей на одну женщину.
– В то время, о котором мы говорим, этот показатель составлял около 2,3 ребёнка на одну женщину. Сейчас – примерно 1,3. То есть число женщин в соответствующей возрастной группе стало вдвое меньше, и при этом они ещё и рожают реже. Отсюда вопрос: что делать? Франция, Германия, Великобритания, так называемые страны Бенилюкса, Швеция принимают мигрантов – пока не будет создана Европейская исламская республика. Сейчас Министерство внутренних дел Великобритании возглавляет пакистанка, и там уже нельзя размещать христианские символы на Рождество. Так какое будущее нас ждёт? Это экономическая анорексия. И ещё один момент: численность людей какой национальности в Латвии сократилась по сравнению с 1990 годом?
– В процентном соотношении наибольшее сокращение – среди русских.
– Верно. Число латышей в Вентспилсе по сравнению с 1990 годом сократилось на восемь процентов, русских – на шестьдесят. Среди белорусов снижение тоже около шестидесяти процентов, у поляков – примерно сорок. И среди украинцев, если не учитывать беженцев, – аналогично. Исторические национальные меньшинства, которые издавна жили в Латвии, сокращаются очень стремительно. Зато растут группы населения, которые пришли, скажу так, не из христианского религиозного мира. Пакистан, Индия, Ближний Восток, со временем будет и Африка. Больше всего это почувствует Рига. В Вентспилсе в этом вопросе ситуация будет более спокойной, и мы сможем этому только радоваться.
По поводу школьной сети идут профессиональные дискуссии, и школам необходимо дать возможность свободно конкурировать между собой. В начале этого учебного года дума, и здесь мне придётся покритиковать, допустила чрезвычайно серьёзную ошибку: распоряжением исполнительного директора было установлено, что в первый класс в каждой школе нельзя принимать более 22 детей, хотя по количеству доступных мест в классах, в зависимости от школы, можно принять от 24 до 26 учащихся. Идея была везде укомплектовать первые классы. Но когда искусственно ограничивается приём в одной школе до 22 мест, хотя есть 26, в другой школе эти 22 места заполняются только потому, что ребёнок не может поступить туда, куда хочет. Так искажается конкуренцию между школами, а родители лишаются возможности выбрать то учебное заведение, в которое они хотят отдать ребёнка.
Второй момент – это автоматически означает, что учитель первого класса будет получать примерно на 10% меньшую зарплату, чем в случае, если бы в классе было 24 или 25 учащихся. Потому что в этом году финансирование всё ещё следует за учеником. Будет ли так в следующем году – посмотрим.
Так что процесс объективен, но здесь крайне важно информировать родителей и общество как о демографических процессах, так и о комплектовании школ, результатах экзаменов и проверочных работ, о конкурентоспособности школ. Важно честно говорить, как у какой школы идут дела и насколько она конкурентоспособна с точки зрения качества образования.
– Какова статистика в отношении результатов в образовании?
– Каждый год в августе проходит конференция учителей. Раньше она начиналась с анализа результатов централизованных экзаменов по стране в целом и с того, как на этом фоне выглядит Вентспилс. Во-первых, сейчас к концу августа таких данных нет. На дворе XXI век, а 29 августа ещё не доступны данные по результатам экзаменов!
Я взял цифры, которые уже опубликованы, и по ним Вентспилс выглядит довольно пёстро. Например, централизованный экзамен по математике в 9-х классах: Вентспилс занимает 4-е место в стране. А вот по английскому языку Вентспилс – последний среди крупных городов, всего 44%. У Огре – 66%! По латышскому языку мы где-то посередине – 57%. Если же смотреть на результаты в средних школах, то, к сожалению, по биологии Вентспилс на последнем месте – 42%, тогда как Даугавпилс на первом с 55%. По математике Вентспилс – четвёртый… с конца: 57% на высшем уровне и 41% на оптимальном уровне. Хорошим результатом было бы более 60%.
По английскому языку Вентспилс находится примерно посередине, всё достаточно нормально, зато программирование… Представьте: у нас есть Дигитальный центр, а по экзамену по программированию результат – 40%. У Резекне, где нет Дигитального центра, – 72%!
Я спросил у тех, кто отвечает за образование: как так получается? Мы вложили столько ресурсов, чтобы у детей были хорошие результаты, но, к сожалению, этого не видно. В целом у нашей гимназии хорошие показатели, но по программированию – 39% и последнее место в стране среди гимназий. Я призываю об этом говорить, анализировать и разбираться, почему мы оказались последними. Меня как родителя это не устраивает!
Я призываю всех родителей зайти в Интернет, даже если в Вентспилсе вслух не хотят говорить о результатах (непонятно почему), и ознакомиться с показателями школы, где учится их ребёнок, сравнив, насколько конкурентоспособные знания там даются, чтобы можно было поступить в лучшие университеты мира. А не в вузы, входящие во вторую тысячу мирового рейтинга, какими, по сути, являются латвийские высшие учебные заведения.
– Вопрос от читателей портала Ventas Balss: какие планы и направления развития предусмотрены на следующий год? Изучать городской бюджет у нас нет времени…
– Работа над бюджетом ещё продолжается, и окончательный результат будет тогда, когда его утвердит дума. Как обычно, потребности в расходах значительно превышают возможности. Я считаю так: денег не слишком мало, вопрос в том, как оптимизировать систему, и над этим нужно постоянно работать. Формируя бюджет, по сути, к нему следует подходить так, словно вы составляете его с нуля: смотреть, что действительно нужно, а что – нет. И, к сожалению, мой опыт показывает, что мы незаметно обрастаем штатными единицами и квадратными метрами. А если есть квадратные метры, значит, нужна уборщица, отопление, электричество, вода и канализация – и всё это стоит денег. Чем меньше расходы, тем эффективнее система.
Что касается планов развития, нужно сказать, в настоящее время по-прежнему доступны значительные ресурсы из так называемого Фонда восстановления (ковидные деньги, которых раньше постоянно не хватало). Второе – средства из европейских фондов, которые сейчас активно осваиваются, и Вентспилс в этом процессе участвует достаточно активно. И, конечно, существуют ресурсы для развития оборонной промышленности. Мне не известно о каких-то крупных инициативах в этом направлении именно в Вентспилсе, но военно-промышленный комплекс – это направление, которое было бы желательно привлечь и в Вентспилс. Бизнес есть бизнес. По каждой отрасли сможем поговорить отдельно, когда бюджет будет принят.
– В уходящем году по итогам выборов сменилась часть депутатов гордумы. Как складывается сотрудничество с нынешним составом и как можно оценить изменения?
– Изменения больше всего ощущает председатель думы и его заместители, которые постоянно готовят решения и заботятся о том, чтобы было обеспечено необходимое количество голосов. Но в целом я не чувствую, чтобы сотрудничество было нерациональным. Конечно, у нас имеется два шоумена, но так они себя подают, в них сидит желание стать популярными – и это их выбор, никто не может запретить. Однако в целом, считаю, работа носит конструктивный характер. Я возглавляю Комитет по социальным вопросам и не могу сказать ни одного плохого слова. Все заседания, которые проходили, были ориентированы на результат и носили рациональный характер. Пока это так, работать можно легко, слаженно и эффективно.
Читатели могут направлять свои вопросы к должностным лицам в редакцию Ventas Balss или публиковать в разделе форума rus.ventasbalss.lv.














Комментарии (4)
По какому праву вы говорите за всех жителей Вентспилса -
Я думаю , что ни одна газета в Латвии не может выжить без финансовой подержки - рынок слишком мал
А я считаю , что какая-то цензура должна быть - нельзя материться , обзыватся не по делу , особенно по нацио нальностям ,Коментарии должны касаться только заданную тему
а вы что считаете людям эта тема интересна из уст этого персонажа....и кто и где ругался матом....хотя после подобных выходок газеты стоило бы....
для меня эта газета умерла продажность и не компетентность неприемлемо
зачем нужна такая газета которая убирает комментарии....позор....позор