Лещ, налим, речной окунь, щука, лосось — эти трофеи на Венте добывают не только при помощи удочки, но и браконьерским способом. В ночь каждый за своим уловом выезжают и любители легкой наживы, и инспекторы, например, Вентспилсской полиции самоуправления. В один из ночных рейдов отправились и работники редакции Вентас Балсс. Густой туман не повод отложить рейд по реке, для Нормунда Рудника — сотрудника полиции самоуправления, это не просто работа, но и увлечение.
Сообщают в дежурную часть полиции самоуправления о браконьерах зачастую сами рыбаки, удочка которых зацепилась за сеть. У сотрудников есть право на административной территории Вентспилса проверить реку на наличие браконьерских сетей. Эта помощь в борьбе с любителями незаконной рыбалки как нельзя кстати, потому как Управление морских и внутренних вод Государственной службы среды похвастаться достаточным числом инспекторов не может.
Поймать браконьеров с поличным зачастую проблематично. Вдоль реки расположены дачные участки, жители которых не упускают возможность, особенно в летнее время, закинуть сети. На протяжении многих лет с браконьерами борется сотрудник полиции самоуправления Нормунд Рудник. Для него это не просто выполнение обязанностей полицейского самоуправления, это еще и хобби. Удивительное совпадение — человек, освобождающий из сетей рыбу, сам с детства на дух не переносит рыбные блюда.
Инспекторы в тумане
В туманную ночь выезжаем в рейд вместе с Нормундом и его коллегой Игорем. Фонари выключаем, на всякий случай, даже несмотря на то, что туман очень густой. В руках у инспектора единственное орудие — якорь для поднятия сетей или «кошка». Если она зацепит сеть, то лодку начнет крутить, об этом нас предупредили заранее. Медленно начинаем двигаться вдоль реки, за это время Нормунд рассказывает о своих приключениях в этой, пожалуй, бесконечной игре, где одни тайно пытаются поставить сеть и вытащить улов, другие этому препятствуют. «Браконьеры подчас демонстрируют хитрость и изворотливость, и каждый уверен, что его сеть не обнаружат. Их ставят и вдоль реки, и поперек, и, иногда препятствуя друг другу, устанавливают сеть уже поверх имеющейся. Поэтому не редко бывает, что браконьерское снаряжение вытягиваем одно за другим. Обнаружив сеть во время рейда, можно было бы устроить засаду, ждать владельца, но впереди могут стоять еще 10, так что целесообразней — освободить пойманную рыбу или ждать браконьера? К тому же нет гарантии, что он вернется за сетью, поскольку может сидеть здесь же в кустах и наблюдать за нами», -рассказывает сотрудник полиции самоуправления Нормунд.
В прежние годы «улов» инспекторов был таким, что не было места в лодке, за один рейд по 10 сетей вытаскивали, около 17 — 19 км за сезон (с мая по ноябрь). Самые «рыбные» места — возле дач, например, в Криевлауки. Понятное дело, что за столь рьяный подход к делу Нормунда не очень жалуют браконьеры, которые даже следят за его графиком работы, но бывало, что он оправлялся в рейд и в неурочное время и, понятное дело, возвращался с полной лодкой вытащенных сетей.
Четверо в лодке, не считая судака
Во время разговора, моторная лодка слегка притормозила и повернула — это «кошка» зацепила сеть. При первом рассмотрении сеть выглядит нетривиально, вся сверкает от обилия морских медуз, но был в ней и объект для спасения - один большой судак, возможно сеть поставили недавно. Операция по освобождению рыбы началась, совершенно безжалостно — инспектор режет рыболовную сеть. Приходится потрудиться и соблюдать осторожность, ведь рыба может уколоть плавником. Судак отпущен на волю, сеть поднята вместе с грузом. Тяжелые металлические детали должны были удерживать сеть на дне, но пополнят неофициальную коллекцию «якорей» в гараже муниципальной полиции. Эти находки могли бы в свое время помочь пионерам стать лидерами в сборе металлолома. Иногда браконьеры используют и кирпичи и булыжники, в которых, не поленившись, кто-то даже проделал отверстия для того чтобы можно было привязать их к сети.
Завидную фантазию проявляют браконьеры и в момент, когда их ловят. «Последнего поймал у лодочной базы, - рассказывает Нормунд. - Он сидел в лодке, но сеть поднять не успел, первое, что он спросил у меня — а где берег? При этом оба берега видны были очень хорошо. А однажды подъехал к паре почтенного возраста, их сеть была сложена в мешке, от расстройства хозяин лодки выкинул из нее не сеть, а собаку. Протокол не составил, но сеть изъял, собака благополучно выбралась на берег».
В этом году в ходе 62 рейдов по Венте была вытащена 71 рыболовная сеть, общая длина составляет около 3 000 м. Их с каждым годом становится все меньше, в предыдущие сезоны длина сеток составляла 17 км. Спад браконьерской активности инспектор объясняет тем, что купить сеть стало сложнее — покупателю нужно иметь лицензию. После конфискации сети передадут вентспилсскому сектору Управления морских и внутренних вод Государственной службы среды, где их уничтожат. В этом году управление 31 раз выписывало штраф за браконьерство в Вентспилсе и крае на общую сумму более 3 тысяч евро.
Комментарии (0)