Дом Смилтниеку несколько лет назад перенесли в Приморский музей, где он продолжает жить, будучи уникальным, почти 140-летним экспонатом.
С упорством и силой вентыней
0Хозяйка дома ВАЛЕНТИНА ЖУКА, 91-летняя энергичная женщина, на своем веку повидала многое, но сумела сохранить характерные вентыням упорство, удивительно ясную память и интерес к происходящему сейчас. Именно воспоминания стали лейтмотивом интервью.
– Вы прожили в доме Смилтниеку всю жизнь?
– Да, с небольшим перерывом – одно время работала в Риге, на заводе ВЭФ. Моя мать Анна во второй раз вышла замуж, за Ирбитиса. На ВЭФе работали мои сводные братья Карлис и Адолфс Ирбитисы. Карлис был авиаконструктором, Адолфс – дизайнером.
– Вы изучали семейное древо?
– Мой род рассеян по всей Латвии. Прабабушка родом из Иванде, мама – из Нереты, отец – из Залвенской волости. Родители познакомились в Петродворце, во время революции. Анна тогда была молоденькой девушкой, выучилась на гувернантку, знала французский. С приемными родителями поехала в Петербург. Сначала там познакомилась с младшим братом моего отца, Янисом, который работал на Путиловском заводе. Янис погиб во время взятия Зимнего: после ранения в ногу его поместили в больницу, а там свирепствовала черная оспа. Отчим Анны умер от голода, а мачеха с братиком лежали в больнице. Заботу о девочке взял на себя старший брат Яниса, Юрис, который позже стал моим отцом. Он был намного старше мамы, 1882 года рождения. Без него мама могла погибнуть. Услышав о провозглашении свободной Латвии, они официально заключили брак, чтобы вместе вернуться.
Полное интервью читайте в номере Вентас Балсс за пятницу (20.08.2010).
Комментарии (0)