Замуправляющего Вентспилсским свободным портом, завотделом маркетинга и развития ИГОРЬ УДОДОВ на Празднике города получил Приз Вентспилсской гордумы за активное привлечение инвесторов, развитие Бизнес-инкубатора и целенаправленное совершенствование индустриального сектора Вентспилсского свободного порта. В порту Удодов работает уже 14 лет, застав создание первого в Вентспилсе производственного предприятия.
Ошибка на переговорах может стоить результата
0– Обычно, получая награду, человек задаётся вопросом, почему выбрали именно его и что он сделал лучше или больше других. О чём задумались Вы?
– Награда стала для меня приятной неожиданностью, но в ней я вижу оценку своей профессиональной деятельности. В августе исполняется 14 лет с тех пор, как я начал работать над развитием промышленной зоны свободного порта. Это была моя первая трудовая обязанность по окончании Вентспилсской высшей школы. Не скрою, что когда проезжаю по Кустес дамбис или мимо Парка технологий, испытываю чувство морального удовлетворения при виде работающих заводов. Но я знаю, с чего всё начиналось и как всё развивается до момента, когда включается оборудование и люди начинают работать. Для достижения целей свободный порт сотрудничает с гордумой и предпринимателями.
– Трудно ли было начинать без опыта работы с инвесторами?
– Были хорошие теоретические знания и навыки, которые я освоил в Германии и Бельгии в рамках программы обмена, а также хорошие знания иностранных языков – свободно говорю на русском, немецком, английском. Но главным фактором стала стратегия города, уже тогда разработанная на основе исследований экспертов. В ней была чётко сформулированная цель – развитие производства. Её достижение стало обязанностью Управления свободного порта, а руководство города тогда и сейчас оказывает в этом стабильную поддержку. Так моя работа становится легче, а положительный результат – намного реальнее. Во многих городах обстоит иначе. В своё время я углублённо изучал процесс привлечения инвесторов. Одним из наибольших камней преткновения для самоуправления обычно является точная формулировка своего предложения и оперативное реагирование на возникший интерес со стороны инвестора. В Вентспилсе с этим проблем нет.
– Это важный, но не единственный фактор, вызывающий доверие инвесторов.
– Разумеется. Второй аспект – добиться, чтобы инвесторы вообще заметили Вентспилс на карте мира, после чего необходимо удержать их интерес и побудить к созданию рабочих мест в нашем городе. Здесь любая ошибка, промедление или невнимательность в общении может стоить результата. Я отвечаю не только за то, чтобы инвесторы узнали о возможности вкладывать средства в Вентспилс. Когда они дали добро, надо довести процесс до момента, когда поворачивается ключ и завод запускается. Необходимо решать все вопросы, чтобы инвесторы не махнули рукой.
– Помните, с чего начали привлечение инвесторов?
– С анализа ситуации, чтобы понять, что мы вообще можем предложить. Сперва изучил производственный сектор в Вентспилсе. Мы приступили к разработке инвестиционного путеводителя, который тогда стал новшеством для Латвии. Было важно понять, каков предприниматель, с которым мы можем работать, поскольку можно действовать двумя способами: либо привлекать инвесторов к уже работающему предприятию, чтобы оно могло расширяться, либо привлекать инвесторов со стороны, чтобы открывать новые предприятия. Первый вывод о производствах в Вентспилсе был таков: 54 предприятия, и только три из них насчитывают свыше 10-ти сотрудников. Остальные – местные производители с одним-двумя работниками. Первыми интерес проявили британцы, которые хотели открыть в Вентспилсе завод по изготовлению пластмассы. А первым, кто основал производство, стало предприятие Диана Свецес. Сегодня оно является одним из наиболее современных свечных комплексов в Балтии и стабильным предприятием в Вентспилсе. Потом появились Bucher, Malmar и другие. Начал развиваться парк технологий, а также открылась Электронная фабрика, ознаменовавшая развитие сферы электроники в Вентспилсе.
– Если говорить об электронике, то это история о том, как неразвитая отрасль за пару лет выросла до компетентного уровня!
– Когда в сотрудничестве с председателем правления Вентспислсского парка высоких технологий Иваром Эглайсом начали переговоры с Илмаром Османисом, он дал понять, что идея хорошая, но нужно образование в сфере электроники, иначе ничего не получится. И тут подключилось Вентспилсское самоуправление, поспособствовавшее тому, чтобы высшая школа создала программу по электронике, которая сейчас является лучшей в Латвии. Гибкое сотрудничество с Вентспилсским техникумом также имело большое значение в привлечении инвесторов.
– Что играет решающую роль в принятии инвесторами решения об открытии производства в Вентспилсе?
– Чем больше работаю, тем чаще убеждаюсь, что универсальной формулы нет. Есть инвесторы, которые опираются только на таблицы Excel, т. е. для них цифры – самое главное. Удержать в Вентспилсе таких инвесторов непросто, поскольку нам сложно конкурировать с городами, где есть газопровод. С точки зрения энергоресурсов мы более дорогостоящие. Но в то же время есть много факторов, которые дают Вентспилсу преимущества наряду с развитием соответствующей инфраструктуры. Это паромная линия, поддержка инкубатора, возможности аренды помещений. Есть инвесторы, которые решают, опираясь на эмоции. К примеру, инвестор впервые приезжает в чистый и ухоженный Вентспилс; опираясь на первые эмоции, он сохраняет интерес, а потом, в ходе переговоров, чувствует, что город заинтересован в нём, готов оказать поддержку и пойти навстречу, предложив разные варианты, и в итоге решает остаться здесь. Также важно понимать, кто принимает решение. Того, кто подготавливает решение, необходимо обеспечить информацией, а того, кто его принимает – аргументами, которые для него важны.
– С кем из инвесторов сейчас работаете?
– Активная работа ведётся над созданием производства Pobeda Confeсtionаry. На самом деле, это также пример того, насколько важна коммуникация и заинтересованность со стороны вентспилсчан. Когда инвесторы приехали и сказали, что слышали, будто в Латвии можно зарегистрировать предприятие за один день, в дело вступили специалисты парка технологий – молниеносно помогли подготовить необходимые документы, уладить юридические формальности, и предприниматель приехал, чтобы зарегистрировать предприятие в Латвии. Возможно, если бы мы его упустили, инвестор вложил бы средства в другом месте, так как уже направлялся в Клайпеду.
– Вы молодой, умный и перспективный человек. Такие обычно стремятся к карьерным высотам. Что Вас удерживает в Вентспилсе?
– Когда я пришёл устраиваться в свободный порт, был конкурс. Два дня компания по отбору персонала высокого уровня нас терроризировала. Для меня было припасено рабочее место на международном предприятии, занимающимся логистикой, на котором я работал в Бельгии и которое намеревалось открыть представительство в Латвии. Однако, когда я выдержал конкурс в Управлении свободного порта, передо мной встал выбор, но я не захотел переезжать в Ригу и решил остаться в Вентспилсе. В работе меня привлекает то, что с каждым проектом возникают трудности, которые следует преодолевать. Постоянно сталкиваюсь с испытаниями, каждый проект приносит радость. Когда предприятие начинает работать, возникает чувство глубокого удовлетворения, поскольку знаешь, сколько сил было вложено в реализацию проекта. Да, время от времени поступают предложения о смене отрасли и места работы – в Латвии и за рубежом, но Вентспилс удерживает меня своим проактивным подходом к привлечению предпринимателей. Инфраструктура города очень подходит мне, как жителю. Совсем недавно я отказался от серьёзного предложения в Риге, ведь здесь растут и учатся мои дети. Сравнительно недавно я взял на себя дополнительные обязательства, став замом управляющего портом. В Вентспилсе есть, что развивать. Я хочу, чтобы в ближайшем будущем был реализован проект создания интерактивного научного центра. Также предстоит многое сделать, чтобы реализовать амбициозную стратегию развития отрасли информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это серьёзный вызов для порта и города.
– Многие сказали бы, что миссия невыполнима!
– Вовсе нет. Однажды мы уже доказали, что видение, стратегия и целенаправленное её выполнение дают результат. Тоже самое произошло с промышленностью: сначала у нас не было ничего, а сейчас мы опережаем многие индустриальные города Латвии. В будущем мы рассчитываем на такой же успех в отрасли ИКТ. Переломный момент наступил в 2010 году, когда в промышленности работало столько же людей, сколько в порту. В будущем хотелось бы достичь хотя бы уровня индустриальной Лиепаи.
– Люди часто жалуются, что работы нет, а предприниматели – что некому работать. Как Вы прокомментируете такой парадокс?
– Это не парадокс. Безработица будет всегда. Согласно экономической теории, этот показатель должен составлять около 5%. Если это так, то можно сказать, что безработицы нет. Главный конфликт заключается в том, что люди не всегда выполняют работу, которая им нравится и за которую хорошо платят. А работодателю нужны люди с необходимой квалификацией и специфическими навыками, которые не всегда доступны на рынке труда. Так и возникает подобная ситуация – безработица есть, а работать некому. Поэтому в области электроники, металлообработки и ИКТ мы стараемся обеспечить этот спрос посредством образовательных программ. Конечно, если человек выучился на психолога и не работает, ему остаётся либо переквалифицироваться, либо оставаться безработным. Сейчас нет спроса на таких специалистов. Требуются инженеры, люди технической и научной сферы. Ничего не поделаешь! Тоже самое касается зарплат. Чем больше здесь предприятий, тем выше конкуренция на рынке труда и зарплаты.
Комментарии (0)