На времена правления герцога Екаба пришёлся расцвет Вентспилсского порта и ближайших окрестностей – развивалась торговля, а также местные ремёсла. Мировой океан бороздили герцогские суда, в т.ч. построенные в Вентспилсе. Не зря уникальный вентспилсский фонтан, который уже летом этого года откроется на площади Лиелайс, будет напоминать о парусниках герцога Екаба.

Валзивс тогда и сейчас

Осенью 1651 года из Вентспилсского порта вышел парусник герцога Екаба Валзивс. Спустя неполные два месяца оборудованный 20-ю пушками корабль под командованием капитана Моллина достиг устья реки Гамбия. Так курземчане, возможно, в их числе были и вентспилсчане, попали в Гамбию, где по распоряжению герцога был куплен остров, посёлок на берегу реки, а также поселение около места впадения Гамбии в Атлантический океан – сейчас в этом районе располагается столица Гамбии Банджул.

 

Именно Валзивс – построенный на Вентспилсской верфи трёхмачтовый корвет – вдохновил немецкого архитектора Кука на создание фонтана для площади Лиелайс. В композиции фонтана в качестве прототипа будут использованы мачты парусника Валзивс.

 

Валзивс (Der Wallfish) начали строить 8 января 1644 года. В книге Артура Эйжена Залстера Парусники герцога Екаба приведён чертёж автора, на котором видно, что корабль был трёхмачтовым (см. рис. 1).

 

Самоуверенные курземчане

Таким образом фонтан будет иметь и символическую историческую ценность. И не зря, ведь время правления Екаба было одним из этапов истории, когда имена Курземе и Вентспилса звучали во многих уголках мира. Это было время, когда курземским латышам была дана возможность осваивать знания и ремёсла. Сбросить ярмо помещиков. На мануфактурах и судоверфях герцога наряду с иностранными специалистами работали простые крестьяне. Несмотря на тяжёлый труд, это дало людям возможность освоить ремесло. А торговая политика Екаба привела к тому, что корни некоторых вентспилсчан можно найти не только в Гамбии, на острове Тобаго, но и в сравнительно близкой Норвегии.

 

Через несколько месяцев после Валзивс, на воду спустили парусник с экзотическим названием Крокодил. В последующие четыре года в Гамбию отправились не менее 12 судов Екаба. Из портов Курземе вывозили зерно, муку, мясо, ткани, лён, поваренную соль, металлоизделия, стекло, железо, водку. А из Гамбии в Европу возили золото, арахис, кокосы, слоновую кость, воск, кожу, перец и другие специи, а также пальмовое масло. В некоторых источниках упоминается, что привозили также рабов – взятых в плен местных жителей.

 

На острове Тобаго, расположенном около берегов Южной Америки в Атлантическом океане, моряки герцогства на арендованных у голландцев судах впервые появились ещё во времена герцога Фридриха – около 1634 года. Сначала на остров прибыли 200 курземчан, которые из-за непривычных тропических условий погибли. А во времена Екаба – в 1653 году – в путь к Тобаго отправился парусник с 80-ю курземскими семьями на борту, с чего началось освоение далёкого острова. Позже его отвоевали голландцы. Однако на Тобаго ещё сохранились топонимические наименования, связанные с Курземе и герцогом. Очень распространена также фамилия Курландер. В 1978 году на острове открыли памятник курземчанам. Он достигает в высоту 28 футов и возвышается над старинным герцогским фортом – в месте, где река Курземе впадает в Курземский залив. Автор памятника – Янис Минтик.

 

Легенда о Норвегии

Курземчане нашли своё место и на страницах истории нынешней Норвегии. Туда во времена правления Екаба отправлялись жители Курземе. Чтобы обеспечить качественную транспортировку скандинавской железной руды, Екаб арендовал у датского короля порт в южной части Норвегии. Он стал пунктом перевалки закупленной руды и поддержки для моряков герцогства. Позже Екаб договорился с датским королём о праве добычи руды неподалёку от нынешней столицы Норвегии Осло. Там же было построено металлообрабатывающее предприятие, куда посылались курземские семьи. Арендованный округ подчинялся назначенному герцогом чиновнику, и впоследствии он стал своеобразной колонией герцогства. Позже потомки обосновавшихся там уроженцев Курземе стали обрабатывать землю, и ещё в конце 18-го века разительно отличались от местных жителей своими традициям, языком и даже внешним видом. В публикации латышского историка Индулиса Кениньша historia. lvКурземское герцогство приводятся строчки, написанные в 1792 году в труде норвежского учёного Легангера: «Члены прихода Эйдсволда произошли от курземчан, немцев и жителей местного поселения, поэтому не удивительно, что в их характере можно найти приметы прежних поколений. Этот особенный характер укрепил Т. Сланбуш, который отдал им четыре поместья и возродил в них самосознание, что заставило людей чувствовать себя отличными от окружающих крестьян. Не только привлекательным внешним видом отличаются они от местных жителей, но и приятным характером и подобающим поведением, которые по сей день можно встретить в некоторых семьях. Черты их лиц отличаются от характерных для норвежцев, и, чем меньше народности смешивались, тем это становилось очевиднее [..] и тем выше окружающих крестьян они себя чувствуют».

 

Экономический скачок

Несмотря на то, что Екаб в 1642 году получил в наследство от своего предка из рода Кетлеров герцога Фридриха сравнительно хорошо упорядоченное государство, во времена его правления хозяйственное развитие набрало обороты. Наряду с этим Екабу удалось удержать политическую стабильность и предотвратить резкие столкновения с помещиками.

 

Екаб учился в Европе, в т.ч. побывал при дворах самых влиятельных королей. С самого детства он впитывал не только новейшие знания, но и навыки дипломатии. Когда Екаб вернулся в Курземе, Фридрих стал его активно привлекать к управлению. Уже в 1638 году в подчинение будущего герцога были переданы несколько городов, в т.ч. Вентспилс и Кулдига. Там началась активная хозяйственная деятельность. Одним из главных акцентов было судостроительство. Екаб построил верфь на левом берегу Венты между городом и Сарканмуйжой.

 

Приглашались самые толковые специалисты – голландцы, немцы, шведы и датчане, а также французы. Они получали высокие зарплаты, но общие затраты компенсировала местная рабочая сила – жители, которые отрабатывали барщину на мануфактурах и верфях. Однако рабочее время учитывалось и трудящимся давали полноценные выходные. Позже Екаб стал увольнять иностранных мастеров, ставя на их место обученных латышей. Несмотря на то, что за это он удостаивался острой критики со стороны помещиков и иностранцев, такой подход был хозяйственно выгоден для герцогства, и предоставлял латышам возможность освить новое ремесло. Несмотря на то, что зарплаты у местных мастеров были ниже, но условия проживания, по сравнению с другими крестьянами, были намного лучше. Одним из примеров привлечения латышей к работе на предприятиях являлась вентспилсская судоверфь. В 1658 году на ней работали 63 чиновника и ремесленника, из которых 37 (ремесленников и помощников подмастерий) были латышами. В 1671 году из 68 ремесленников только 19 были немцами, а 49 – латышами.

 

На вентспилсскую судоверфь был приглашён резчик по дереву Николасу Сефрен (старший), в Курземе работал и его потомок, который перенял навыки резьбы по дереву. Оба Сефрена являются основателями вентспилсской школы резьбы по дереву. Нового художественного эксперта называют самым влиятельным представителем барокко в Латвии. Когда активная деятельность судоверфи завершилась, работа резчиков по дереву не остановилась – они трудились над интерьерами курземских церквей.

 

Герцогские парусники

Первым построенным в Вентспилсе кораблём, спущенным на воду в 1639 году, стал парусник Фортуна. Во времена правления Екаба на вентспилсской судоверфи были построены 80 торговых судов и около 40 военных кораблей разного типа. Самым маленьким был Медниекс, оснащённый четырьмя пушками, а самым крупным – Герб и образ курземских герцогов (с 72 пушками). Верфь существовала до 1717 года, а во время Северной войны она была ликвидирована.

 

Суда развивают регион

Чтобы укрепить экономику страны, стратегия Екаба предусматривала снижение расходов на производство и транспортировку товаров. Этого он добился, отказавшись от услуг посредников и основав свой торговый флот. Не менее важно было обрабатывать сырьё и экспортировать уже готовые товары с высокой добавленной стоимостью. Импорт товаров был ограничен путём повышения ввозных пошлин. Добывалась железная руда, основывались предприятия для её обработки. Отливались пушки. Также расширялись связанные с работой верфи отрасли – лесопилки, ткачество, плетение канатов, пороховые мельницы и т. д. Внимание уделялось и другим производственным отраслям, в т.ч. сельскому хозяйству и скотоводству, внедряя в них прогрессивные на тот момент методы, например, системы мелиорации.

 

Невосполнимый ущерб хозяйству герцогства нанесла шведская оккупация, однако, освободившись от ига, несмотря на безнадёжное положение, Екаб приложил все усилия, чтобы его восстановить. Герцог Екаб умер 1 января 1682 года спустя почти 40 лет правления.

 

Источники:

* Вентспилсскому порту – 750, автор текста Эрик Ханберг, издатель Управление Вентспилсского свободного порта;

* Парусники герцога Екаба, автор текста Артур Эйжен Залстер;

* Курземское герцогство, Индулис Кениньш, www.historia.lv.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: