В книге Вентспилсский порт 750, изданной к юбилею порта, в разделе Капитаны есть строки, посвящённые капитану лоцманского судна Рота, который прослужил на нём 30 лет: «Он вместе с судном Рота настолько врос в жизнь Вентспилсского порта, что уже неотделим от него».

Совпадения не бывают случайными

Исторические коллизии вряд ли бывают случайными. В истории Вентспилсского порта встречаются два лоцманских судна Рота, капитаны которых управляли ими на протяжении одинаковых отрезков времени – по тридцать лет. Более того, имена капитанов, как и названия их судов, почти совпадают – Хейнрих Шлосманис и Генрих Винтер. Именно этот ряд совпадений заставил усомниться в правильности книжного текста и повлёк за собой ошибочное мнение о том, что в книге Вентспилсский порт 750 допущена путаница в фамилии капитана Роты. Ведьсегодняшние портовики хорошо знают лоцманский катер Рота и его капитана-механика Генриха Винтера, который действительно управлял судном на протяжении 30 лет и к которому также вполне применима метафора: он настолько врос со своим судном в жизнь порта, что уже неотделим от неё. Однако в книге Вентспилсский порт 750 никакой ошибки и путаницы нет! – уточнили историки Вентспилсского музея Арманд Виюп и Ингрида Штрумфа. В ней речь идёт о Хейнрихе Шлосманисе, который также 30 лет был капитаном судна Рота. Но то была другая Рота и другие времена.

 

О нынешнем катере Рота и его многолетнем капитане Генрихе Винтере в Вестях Свободного порта уже рассказывалось.Лоцманский катер Рота был построен в Ленинграде в 1967 году, а Винтер начал работать на нём в 80-е годы, когда судно ещё носило имя Гулбис. К тому времени Винтер уже был опытным портовым работником. Как и её предшественница, нынешняя Рота не только доставляла лоцманов на суда и забирала обратно, но также участвовала в спасательных операциях. В прошлом году Рота завершила свою трудовую жизнь в Вентспилсском порту и Управление Вентспилсского свободного порта предложило сохранить катер для истории. Сейчас Роту готовят к передаче музею.

А благодаря информации, полученной от историка Ингриды Штрумфы, сегодня можем поведать ещё об одном, не менее заслуженном катере Рота и о его славном капитане Хейнрихе Шлосманисе.

 

Как Виндавец стал Ротой

История судна Рота берёт начало на рассвете 20-го столетия, в период расцвета Вентспилсского порта. Общество Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога, которое вкладывало крупные средства в строительство самого порта, заказало небольшой пароход Виндавец. Построенное в 1904 г. в Хельсинки, судно могло выполнять функции буксира, ледокола и пожарного судна, имея в наличии всё необходимое оснащение. Судно было 83 футов 8 дюймов (1 фут = 0,3048 м) в длину, 19 футов в ширину, развивало скорость в 11 узлов, имело мощность 300 ЛС. Обошёлся Виндавец примерно в 52,5 тыс. рублей.

По словам Штрумфы, работа судна на протяжении многих десятилетий неразрывно связана с именем портового работника Хейнриха Шлосманиса (1873 – 1942). Шлосманис окончил Вентспилсское мореходное училище в 1903 г., ещё до этого начал ходить на парусниках, участвовал в Русско-японской войне, вернулся в Вентспилс в 1905 г. и с тех пор работал на Виндавце, который впоследствии был переименован в Роту. В то время буксир исправно служил в Вентспилсском порту.

 

Во время Первой мировой войны Виндавец использовался в качестве почтового судна, он курсировал между Аренсбургом (в советское время известный как Кингисепп, а ныне – Курессааре) и морским побережьем Эстонии. В 1917 г., когда проходило крупное Моонзундское сражение между российским и немецким флотами, члены экипажа Виндавца стали свидетелями гибели крупного русского броненосца Слава. Виндавец нашёл спасения вместе с другими судами в Таллинне, но там был взят в плен к Германской имперской армией. Немцы направили судно в уже оккупированную Лиепаю, назвали Бременом. С военной командой судно по заданию немецкой армии проводило замеры в Ботническом заливе. После окончания войны буксир, потопленный, с разобранным оборудованием, находился в Клайпедском порту. Позднее он вернулся в Вентспилсский порт, где был переименован в Роту и обозначен как лоцманское судно, а его капитаном снова стал Хейнрих Шлосманис.

 

Судно Рота принимало участие в спасении рыбаков и моряков в период 1920–1930 гг. Его капитан Шлосманис тоже прославился как самоотверженный спасатель, который много раз рисковал собственной жизнью ради других. Например, в июле 1929 г. из-за внезапно начавшегося шторма в море остались 10 лодок с 25 рыбаками. Девять лодок Рота доставила в порт, а одна укрылась в Лиелирбе. В марте 1935 г. на льду остались 25 эстонских тюленебойцев. И снова Рота участвовала в поисковых операциях.

 

Неоднократно приходилось спасать экипажи судов вблизи Вентспилсского порта. 25 декабря 1931 г. под Овиши сел на мель построенный в 1903 г. в Англии грузовоз Ливония. Рота спасла экипаж судна.В 1932 г. Латвийское общество по спасению на воде наградило за это капитана Шлосманиса серебряной медалью. В 1934 г. Рота отпраздновала двойной юбилей – 30-летие со дня постройки и 15-летие со дня переименования. В 1942 г. капитан Шлосманис скончался. 8 мая 1945 г. Рота провела свою последнюю спасательную операцию, когда под руководством капитана Арвида Лудевика (1912–1996) была предпринята неудачная попытка перевезти пару сотен человек в Швецию.

 

Последнее, что известно о Роте, – это то, что после войны, её перестроили в рижской судовой мастерской и отправили в Каспийское море.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: