За 57 лет, отданных служению морю и Вентспилсскому свободному порту, капитан порта Арвид Бук имеет немало наград и благодарностей. В этом году к ним добавилась ещё одна – особенно важная и почётная. Городская дума отметила вклад Арвида Бука в развитие города и порта Призом к 724-му дню рождения Вентспилса.

Капитан порта 23-й год

Когда его выдвинули в число претендентов на получение Приза города, он не поверил, что действительно получит высшую награду Вентспилса. А когда получал Приз из рук председателя Вентспилсской городской думы Айвара Лемберга, пережил приятные эмоции, – признаётся лауреат. Вся более чем полувековая трудовая жизнь Арвида Бука связана с морем. Главными рабочими местами он считает три – лиепайский рыболовецкий колхоз Большевик, вентспилсский рыболовецкий колхоз Саркана бака, где он работал капитаном рыболовецких судов, заместителем председателя, а затем и председателем колхоза. В нынешнем ранге капитана порта Управления Вентспилсского свободного порта Арвид Бук работает уже 23-й год, придя на эту должность ещё в то время, когда она находилась в подчинении Морской администрации.

 

Богатая событиями, интересная трудовая жизнь Арвида Бука отмечена многими наградами и призами. В архиве ветерана хранятся Почётные грамоты победителя социалистического соревнования, которыми награждались коллективы рыболовецких судов, руководимые Буком. Большие морозильные рыболовецкие траулеры Дзинтарземе, Дзинтаркрастс, Дзинтарюра, Аугустс Берзиньш, на которых капитаном-директором работал Арвид Бук, были настоящими плавучими заводами по вылову и переработке рыбы. На одном таком судне работало около 100 человек. Чтобы обеспечить непрерывную рыбообработку, за день надо было выловить до 100 тонн рыбы, – рассказывает ветеран.

 

Награды за спасение судов

Есть в архиве Арвида Бука и награды за спасение судов. Один такой случай произошёл во время рейса в Африку. Когда латвийский рыболовецкий траулер Рауда находился в Северном море, радист получил сигнал SOS о том, что прямо по курсу терпит бедствие британское рыболовецкое судно Scempton. Неписанный закон морей гласит, что в критических ситуа­циях суда должны оказывать помощь друг другу. Когда Рауда подошла к терпящему бедствие судну, на его верхней палубе уже вовсю бушевал огонь. Наши рыбаки были готовы к ситуации и в течение двух часов потушили пожар.

 

Судно было спасено. Рауда оттащила Scempton в ближайший порт – им оказался датский Эсберг, заполнили опустошённые огнетушители и продолжили путь в зону рыбного промысла. А когда вернулись из рейса, рыбаков ждала заслуженная награда – почётные грамоты, денежные премии и возможность приобрести три автомашины Жигули (в те времена это было дефицитный товар). Позже Арвиду Буку показали одну из английских газет, в которой сообщалось, что восстановленный после ремонта Scempton снова в строю.

 

Листая страницы памяти

Сидя в уютной беседке в саду семейной усадьбы Буки, капитан перебирает старые фотографии, словно листая страницы своей памяти. Вот он рядом с гвардейцем охраны президента Сенегала, а здесь – держит в руках пингвина, выловленного рыбаками где-то у южных берегов Африки. На иных фотографиях Арвид Бук – с аккордеоном в руках, в штурманской рубке, на капитанском мостике, на многочисленных приёмах по случаю успешного завершения длительных рейсов рыболовецких траулеров. В какой-то момент к беседе присоединяется любимец главы большой семьи Буков – такса Геркулес. В доме Буков живёт и мама Геркулеса – Пифа. Ранней весной этого года Арвиду пришлось спасать Пифу, когда она провалилась под лёд в пруду рядом с домом.

 

Животные нередко обитали и на судах, которыми командовал Букс. Бывало, что вместе с рыбаками в далёкие рейсы отправлялись собаки, а в одном экипаже у электрика был ручной кролик, который питался всем подряд, как собака. Во время ремонта в Штральзунде кролик пропал – возможно, упал в воду. Однажды рыбаки вытащили из моря полные рыбы сети, в которые попался и пингвин. Он оказался очень дружелюбным и его оставили на судне. Пингвин везде ходил следом за рыбаками, выпрашивая рыбку. Во время одного из заходов в порт Лас-Палмес пингвин исчез.

 

К мечте пробирался через тростник

Арвид родился в Руцаве Лиепайского края, а его родители были родом из латвийской Ниды. Отец родился прямо на картофельном поле. Мама с раннего детства регулярно купалась в море, несмотря на погоду. В закалённости, наверняка, крылся секрет долголетия родителей – отец Арвида прожил 86 лет, а мама – 96. Когда Арвиду не было ещё и 19 лет, он решил стать рыбаком и отправился на автобусе в Лиепаю, прихватив с собой приготовленные мамой бутерброды. У границы города автобус остановили пограничники. В город, где размещалась военно-морская база, пропускали лишь по особым разрешениям, которого у молодого парня не оказалось. Его ссадили с автобуса, преградив путь к мечте. Но парень не отступил от своего – вернувшись немного назад, он сбросил штаны и пробрался в Лиепаю тайком через тростник. В рыболовецком колхозе Большевик оказались вакантные места. Как раз набирали курсантов, и Арвид попал в их число. После прохождения курсов началось самое трудное, ведь в море молодой матрос до этого никогда не выходил. После шести месяцев морских мучений Арвид получил диплом штурмана и морскую болезнь как рукой сняло.

 

Работая на многочисленных судах, Арвид постигал все операции – умел сам и трал починить, и сеть заштопать. А когда занял должность капитана, внёс некоторые кардинальные изменения – например, отменил старую русскую меру длины сажень, в которой измеряли глубину, заменив её на привычные метры (одна морская сажень равнялась примерно 185 см). Арвид Бук старается быть хорошим, но строгим начальником. Под его руководством рыбаки всегда хорошо зарабатывали. В редких случаях, когда другие методы не помогали, он говорил подчинённому: больше мы с тобой в море не встретимся. Когда в 1992 году он пришёл работать в Морскую администрацию капитаном Вентспилсского порта, дисциплина в коллективе хромала – выпивали на рабочем месте, в порту бывали аварии. Постепенно всё наладилось. Служба капитана порта перешла к Управлению Вентспилсского порта, упорядочилось законодательство, оздоровился и коллектив – тем, кто не захотел менять своё отношение к работе, пришлось уйти, на их место пришли ответственные и сознательные работники. Теперь Арвид доволен своим коллективом и надеется, что это взаимно.

 

Залог успехов – семья

Оглядываясь на прожитую жизнь, Арвид не жалеет ни о чём. Если бы предложили ему прожить жизнь заново, он шёл бы той же самой дорогой. Даже вспоминая о тяжёлых моментах в жизни – например, о 24-суточном переходе к берегам Америки в сплошной 10-балльный шторм, – Арвид считает себя счастливым человеком. Он в шутку называет себя одним из немногих капитанов рыболовецких судов, проживших всю жизнь с одной женой. Стаж семейной жизни Арвида и Вилмы Буков – такой же, как и трудовой стаж Арвида – 57 лет. Капитан признаётся, что никогда не достиг бы успехов в профессиональной карьере, если бы не было согласия в его семье. С первого дня их совместной жизни и до сих пор супруги верны заключённому между ними соглашению: Арвид обеспечивает семью материально, а супруга Вилма ведёт домашнее хозяйство и воспитывает детей. Сегодня дети и внуки выросли. В семье Буков растёт уже первый правнук. Свободное время капитан посвящает своему хобби – разведению винограда в саду семейной усадьбы. 

 

Фотографии ЗДЕСЬ.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: