Управление Вентспилсского свободного порта на данный момент располагает двумя катерами, оказывающими лоцманские услуги, – это Кайя и Ронис. Прослужив много лет, они по-прежнему доставляют лоцманов к судам. Однако в этом году Ронису придётся некоторое время справляться в одиночку, поскольку Кайя отправится в доки, где её ждёт модернизация.

Лоцманские катера являются важным инструментом для обеспечения деятельности порта. Лоцман и команда представляют собой союз, который безопасно заводит в порт и выводит крупные суда. Посредством лоцманских катеров на борт судна и обратно транспортируется лоцман или другие лица, обслуживающие суда, или же должностные лица, например, инспектор. В распоряжении Управления Вентспилсского свободного порта сейчас находятся два лоцманских катера Ронис и Кайя.

 

Ронис, который продолжает работать в порту, претерпел изменения три года назад, когда он прошёл капитальный ремонт. Двигатель отправили в Германию, были заменены детали и проведено обслуживание. По сути, такой капитальный ремонт двигателя приравнивается к покупке нового, а расходы достигают 70% от цены нового.

 

Теперь подошла очередь второго лоцманского катера Свободного порта – Кайи. Его будут модернизировать. Модернизация начнётся с проверки и небольших ремонтных работ, а завершится заменой обоих двигателей. Замена необходима, поскольку двигатели достойно отслужили свой век. К тому же это повысит мощность катера, – рассказывают специалисты Свободного порта.

 

На содержание лоцманских катеров ежегодно выделяется финансирование, на которое проводится косметическое обслуживание судна – покраска корпуса во избежание коррозии металла. Именно потому, что лоцманские катера так хорошо сохранились и их корпуса находятся в пригодном техническом состоянии, решено модернизировать их двигатели, повысить мощность и продолжить использовать катера для обслуживания лоцманов. Катера прослужили уже более 20 лет, но специалисты признают, что при хороших условиях содержания и модернизации у них может открыться второе дыхание.

 

Кайя и Ронис считаются среднескоростными катерами. Управление Вентспилсского свободного порта переняло их у Латвийской морской администрации в

 

2000 году. Они и прежде работали в Вентспилсском порту, правда, тогда Ронис назывался Дельфином. А Кайя названия не изменила – как-никак в Вентспилсе эта морская птица (в переводе с латышского kaijaзначит «чайка») очень популярна.

 

Оба катера имеют крепкие корпуса – толщина боковых листов переменной ватерлинии составляет 10 мм. Поскольку суда входят в ледовый класс, позволяющий им работать в условиях разломленного льда, у них укреплён, говоря простым языком, скелет, или рёбра. Наличие двух двигателей даёт катерам более широкие возможности для манёвра. О том, насколько ловко это происходит в моменты, когда, двигаясь на сравнительно большой скорости рядом с крупными танкерами, качаясь на волнах в открытом море, лоцмана нужно принять обратно на борт или посадить на судно, Вентас Балсс убедилась лично, отправившись понаблюдать за работой лоцманов. Согласно правилам Ронису и Кайе разрешено отдаляться от берега не больше чем на 15 морских миль (примерно 27,7 км). Оба лоцманских катера оснащены всем необходимым спасательным и навигационным оборудованием согласно требованиям Инспекции по безопасности мореплавания.

 

Оба катера не считаются представителями нового поколения, но демонстрируют удачное решение планировки для бытовых условий команды – просторный салон и каюты, где можно находиться в свободное время. Ход каждого катера обеспечивают два двигателя, работающих одновременно, а электроэнергию – два вспомогательных двигателя.

 

В период, когда в порту нет движения крупных судов, Ронис и Кайя стоят в новом Рыбном порту. На них посменно дежурят капитан-механик и матрос-моторист. В свою очередь, лоцманы находятся в помещениях Капитанской службы порта. В целом в Вентспилсском свободном порту работает 16 лоцманов. Когда наступает время отправляться к лоцману, чтобы доставить его на судно, катер идёт к пристани возле Капитанской службы и принимает лоцмана на борт. По сути, подобные катера – это такси для лоцманов. Они хоть и маленькие, но очень важные помощники.

 

Ещё недавно Свободному порту принадлежал также лоцманский катер Рота, который уже отслужил своё. Он перешёл в распоряжение Вентспилсского музея и готовится стать экспонатом, или историческим свидетельством Вентспилса и порта. Рота – самое старое лоцманское судно (построено в 1967 году в Ленинграде), находившееся в распоряжении Свободного порта. Оно уникально, поскольку является последним в Латвии судном такого типа. Его было важно сохранить для истории. Скоро оно займёт место рядом с другим экспонатом – судном Азов. Вентспилсский музей решил создать экспозицию из местных судов, поэтому в будущем готов превращать в экспонат каждое списанное судно.

 

Капитан Вентспилсского порта Арвид Бук, отвечающий, среди прочего, за работу лоцманов, рассказывает, что многие порты мира придерживаются практики, предусматривающей транспортировку лоцманов не только посредством судов, но и машин. То есть лоцмана с судна, которое только что пришвартовалось к пристани, или на судно, которому необходимо покинуть пристань, перевозят на машине. Управление Вентспилсского свободного порта задумало перенять этот опыт, поэтому планирует закупить автомобили для перевозки лоцманов. А судно выходило бы к лоцману только в море. Подобным образом работа лоцмана организуется также в одном из крупнейших портов Европы – Роттердаме. В портах, где погодные условия неблагоприятны, лоцманов транспортируют и на вертолётах. «Но мы в Вентспилсском порту на сегодняшний день хорошо справляемся при помощи имеющегося транспорта. Проволочек не было никогда. В неблагоприятное время можем задействовать также буксиры, а при хорошей погоде – использовать и гидрографическое судно Капитан Орле, – рассказывает Бук.

 

Арвид Бук

капитан Вентспилсского порта:

 

Ни один капитан судна не может знать всех портов. Ему известно, как дойти по воде до морских ворот, но об условиях конкретного порта знает только портовый лоцман. Поэтому, когда заходит судно, лоцман поднимается на борт к капитану и делится советами, то есть рассказывает про течения и прочие важные вещи. Это его обязанность. Как лоцман, так и капитан должны хорошо говорить по-английски, поскольку это международный язык общения. В работе лоцмана коммуникабельность вообще играет важную роль, поскольку помогает быстро установить контакт с капитаном и заслужить его доверие в совместной работе – введении судна в порт. Столь же важно взаимное доверие и сотрудничество между лоцманом и командой лоцманского катера. Выводя судно, лоцман должен уметь показать якорные места, если судно выходит из порта. У нас

 

16 лоцманов, которые работают в четыре смены – по четыре человека в каждую. Им обеспечены хорошие условия – койка-места и зона отдыха. Именно лоцманские катера доставляют лоцманов на суда и обратно. Но они используются и для других целей. Например, если надо доставить на судно инспектора, то мы отвозим и привозим. Есть специальные почасовые расценки.

 

РОНИС

Построен в 1988 году в Гамбурге (Германия);

Производитель – OLKERS+EICHLER;

Длина – 21,9 м;

Ширина –5,2 м;

2 ходовых двигателя – MAN D2840 LE;

2 вспомогательных двигателя – E3L912;

Ледовый класс – C1.

 

КАЙЯ

Построен в 1988 году в Гамбурге (Германия);

Производитель – OLKERS+EICHLER;

Длина – 21,9 м;

Ширина –5,2 м;

2 ходовых двигателя – MAN D2840 LE;

2 вспомогательных двигателя – E3L912;

Ледовый класс – C1.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: