Артурс Нейландс – обладатель редкой трудовой книжки. В ней записи о деятельности на протяжении почти полувека – с июля 1951 года по январь 2000 года.

Первый начальник Ирбенского маяка и бывший начальник гидрографического района, он и сегодня по привычке приходит на свое рабочее место, хотя теперь – не для исполнения обязанностей, а по влечению души, которой трудно расстаться с родными стенами, где прошли годы работы и жизни. Недавно бывшие коллеги и друзья поздравили старейшего гидрографа с 80-летием.

 

Создавал историю

Артурс Нейландс – уникальный человек. Несмотря на возраст, он до сих пор каждый день приходит на свое бывшее рабочее место, где теперь располагается навигационная группа Службы поддержки судоходства Управления Вентспилсского свободного порта (ВСП), и проводит здесь полный рабочий день с 8:00 до 17:00. Для Артура Нейланда это место у Лоцманской башни дорого не только воспоминаниями о годах работы. В этом одноэтажном здании он прожил со своей семьей 27 лет. Может, потому в его биографии трудно отделить работу от других сфер, потому что вся его жизнь посвящена работе, даже теперь, когда Нейландс уже давным-давно на заслуженном отдыхе. «Таких преданных своему делу людей я больше не встречал в своей жизни», – говорит о Нейланде старший инженер навигационной группы Службы поддержки судоходства Айварс Бейтанс. Человек, который посвятил всю свою жизнь безопасности судоходства в порту, заслуживает огромного уважения, – соглашается с Бейтаном и начальник Службы поддержки судоходства Нормундс Корниянов. Поздравить Артура Нейланда с 80-летием приходили представители и Управления ВСП, и Службы капитана порта, и Латвийской морской администрации.

 

Артурс Нейландс был свидетелем и участником многих фундаментальных перемен и нововведений в развитии и совершенствовании гидрографии. Нейландс возглавлял отдел навигации в Вентспилсском порту, когда гидрография была еще в подчинении советской армии. После восстановления государственной независимости Латвии гидрография перешла в ведение Латвийской Морской администрации, и Нейландс возглавил Вентспилсский гидрографический район. А когда в 2001 году Службу гидрографии переняло Управление ВСП, он официально вышел на пенсию, но еще несколько лет был консультантом управляющего портом по навигации. Сейчас Нейландс не получает зарплату, но все равно каждый день приходит на свое бывшее рабочее место...

 

Не боясь проблем

До 14 лет Артурс вообще не видел моря, хотя родился и вырос не так уж далеко от него – в Вентаве, где морем для него, босоногого пацана, были большие лужи после дождя да сточные канавы. Однако жизнь вывела Артура на ту дорогу, с которой он ни разу не свернул, и теперь, оглядываясь назад, признает, что это был наилучший выбор для него. «В жизни я особо ничего не выбирал, но вышло все как надо и для меня хорошо», – рассказывает юбиляр. В 1951 году он закончил курсы радиотелеграфистов и вскоре был принят на работу начальником Вентспилсской группы навигационных огней. После службы в армии Артурс вернулся на свое рабочее место и прежнюю должность.

 

В 1959 году в Вентспилсе был установлен радиомаяк, который подавал сигналы заходившим в порт и проходившим мимо кораблям. Не все оборудование подходило для работы, что-то приходилось переделывать. Артурс был рационализатором, подавшим 95 новаторских предложений. Среди них были и довольно серьезные, повлиявшие на развитие навигационной техники в Вентспилсском порту.

 

В 1966 году на всех навигационных огнях по его предложению была внедрена система бесконтактных вспышек, которая со временем доказала свою ценность. А в 70-е годы все навигационное оснащение в Вентспилсском порту постепенно перевели на автоматический режим – и тоже благодаря рационализаторским разработкам Артура Нейланда. Его изобретения предвещали нынешние современные навигационные технологии, но сам Нейландс не считает, что делал что-то особенное. «Ничего героического я не совершал, просто никогда не поворачивался спиной к проблемам, а всегда искал решения», – говорит ветеран.

 

Оторваны от суши

Работа начальника группы навигационных огней была связана не только с изобретениями и рационализаторскими предложениями, но и с повседневными прозаическими обязанностями. Выполнять их нередко приходилось в экстремальных условиях. К примеру, добраться до моловых огней, чтобы устранить техническую неисправность, можно было не иначе как в корзине плавкрана...

 

Однако самый яркий и богатый событиями период в трудовой биографии Артура Нейланда связан с последним и самым современным из построенных в Латвии маяков – Ирбенским, введенным в эксплуатацию в 1986 году. До того как появился Ирбенский, на его месте в Ирбенском проливе стоял на якоре плавающий маяк, также приписанный к Вентспилсскому порту. Сменные команды на маяк привозило и увозило специальное судно, – вспоминает Нейландс. Он стал первым начальником Ирбенского и проработал в этой должности до 1993 года, пока не возглавил Вентспилсский район гидрографии. И если обслуживание маяков проходит вдали от шумной цивилизации, то работа на Ирбенском была оторвана еще и от земли. Был случай, когда зимой Нейланда высадили на скованный со всех сторон льдами маяк с вертолета.

 

Некоторые более молодые коллеги Нейланда не выдерживали психологически работу посреди моря и волн, вдали от берега и от родных. Артурс Нейландс вспоминает, как однажды готовились к приезду на маяк важной комиссии. Начальник с коллегами отправился на Ирбенский, чтобы подготовить маяк к визиту гостей, и из-за плохих погодных условий они застряли там на несколько дней – ни одно судно не могло подойти к маяку, чтобы забрать людей. «Пришлось питаться теми запасами, которые были на маяке», – вспоминает Нейландс. А самый долгий период непрерывного нахождения на маяке у него длился месяц. Гидрографам приходилось все делать самим – и ремонтировать, и красить маяк. Работники зависали над водой в специальной металлической люльке у внешней стены маяка и выполняли необходимые операции. Он не боялся никакой работы. Поступив в 1964 году в Лиепайскую мореходную школу, Нейландс ее не закончил только потому, что не было времени на учебу – в порту у него всегда была работа. Но сегодня он об этом и не жалеет – его жизнь в гидрографии прошла не зря и была насыщена яркими событиями и напряженными трудовыми буднями, в которых он сумел реализовать себя сполна.

 

Увековеченные мгновения

Ему повезло не только в профессии, но и в личной жизни. «Мне повезло, потому что у меня есть любимая жена, с которой мы до сих пор вместе», – говорит Артурс. Они вместе уже 56 лет. Родителей радуют дочь и внучка. Насыщенную жизнь Артура Нейланда наполняет и страстное увлечение – фотография. Впервые он взял в руки фотокамеру в 1949 году, но наиболее активно занимается фотографией в последние десять лет, отойдя от активной работы. Больше всего его привлекают пейзажи и портреты. В его архиве – более 20 тысяч снимков.

 

«С одной стороны, мои снимки никому не нужны, но, с другой – на них увековеченные мгновения человеческих жизней», – философски замечает фотограф. Артурс Нейландс намерен не выпускать из рук фотоаппарата, пока глаза позволят сидеть у компьютера и обрабатывать снимки. Для него это тоже работа и еще одна неповторимая часть его жизни. ˜

ФОТО:

История Вентспилсского гидрографического района на фотографиях его бывшего начальника Артурс Нейланда.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: