Если понаблюдать за работой швартовщиков, то невольно проникаешься восхищением ловкостью и удальством, с которыми сильные мужчины ловят швартовы и умело набрасывают их на причальные тумбы. Научные умы до сих пор не придумали более эффективного и надежного способа крепления судна у причала.

На профессиональном языке швартовщиков они принимают и отдают суда. От их работы зависит безопасность судна вместе с его экипажем и сохранность портовых сооружений. Им приходится швартовать суда в любое время года и суток. В течение 24-часовой смены на 10 швартовщиков выпадает в среднем по 10–12 судов, а иногда и все 25 судов. Если учесть, что швартовка судна в обычных условиях занимает в среднем от полутора до двух часов, то выходит, что на работе швартовщикам особо отдыхать не приходится. Сухогруз обычно принимают четыре человека в течение часа, нефтетанкер – шесть человек в течение двух часов, – рассказывает опытный швартовщик Айварс Рубенс.

 

Бывают и экстремальные условия, когда швартовка судна занимает по шесть, а то и по восемь часов. Для швартовки нефтетанкеров используются металлические тросы, которые подаются с судна и принимаются на причале с помощью механических лебедок. Однако швартовщикам приходилось принимать тросы и вручную, когда эта работа затягивалась на несколько часов и требовала огромных физических усилий. Рубенсу пришлось однажды участвовать в швартовке нефтетанкера у 37-го причала, на котором в то время еще не было механической лебедки. Швартовать танкер пришлось шесть часов, – вспоминает опытный швартовщик. Сухогрузы и паромы швартуются в основном вручную – члены экипажа выбрасывают с судна 30-метровые швартовы, которые швартовщики на берегу ловят и привязывают ими судно к причальным тумбам. Зимой эту работу приходится выполнять на холоде, снегу, а нередко и при обледенении.

 

Чтобы своевременно и надежно пришвартовать судно, швартовщики должны работать согласованно как между собой, так и с судовой командой. В работе швартовщика мелочей нет. Например, важно знать, в каком месте на причале должен стоять каждый швартовщик, – рассказывает Айварс Рубенс. Швартовщик должен иметь хорошую реакцию, чтобы уберечься от травм. Бывалые швартовщики рассказывают, что во время подачи троса с нефтетанкера лебедка может внезапно начать вращаться в обратную сторону. Если вовремя не отреагировать, то можно серьезно поранить руки. «Ты никогда не можешь повернуться спиной к швартовым или тумбе, – говорит Угис Ласманис, который работает швартовщиком шестой год. – И никогда не можешь оставить работу незаконченной, потому что за тобой своей очереди ждут лоцманы, буксиры, стивидоры и операторы».

 

Новичкам, которые только осваивают азы работы по швартовке судов, все эти премудрости рассказывают опытные портовики. Бывает, что новичок долго не задерживается, потому что выясняется, что работа не для него. Виестурс Витолиньш работает швартовщиком три года. Он пришел в порт сразу после окончания школы, и сейчас ему всего 22 года. «Мне просто нравятся суда», – объясняет Виестурс свой выбор профессии. Старшие коллеги учат его, что на причале надо быть всегда начеку. Смены бывают разными, но когда идут паромы, работы больше, – признается молодой швартовщик.

 

Было время, когда судов в Вентспилсский порт заходило меньше. Зато после дноуглубления, которое завершилось в 1998 году, в порт стали заходить гораздо большие по размерам танкеры и сухогрузы. Если до углубления максимальная длина заходивших в порт танкеров обычно не превышала 200 метров, то теперь заходят суда длиной и по 260 метров. Швартовка танкеров сейчас механизирована. В последние годы, когда в Вентспилс стали заходить паромы, работы у швартовщиков прибавилось. Но сами портовики ничем особенным свою профессию не считают. «Когда привыкаешь, работа не кажется такой уж трудной. Хотя и легкой ее не назовешь», – немногословно характеризует труд швартовщика Айварс Рубенс.

 

После образования в 1992 году Управления Вентспилсского свободного порта (ВСП) швартовщики, которые раньше относились к нефтехимрайону, перешли в его подчинение. С тех пор до сегодняшнего дня службу возглавляет Нормундс Рейманис. Сейчас работы по швартовке судов выполняют 40 портовиков, которые трудятся посменно. Многие швартовщики работают в Управлении ВСП с первого дня образования службы. На прошлой неделе одна из четырех смен отпраздновала свое 20-летие в составе Управления ВСП. В смене шестеро швартовщиков из 10 работают с первого дня – Гунтарс Экманис, Дзинтарс Граудиньш, Зигмарс Зиеманис, Нормундс Милтиньш, Айнарс Андерсонс и Айнарс Забловскис. Еще двое швартовщиков в смене работают более 10 лет. За 20 лет работа существенно не изменилась. Хотя на причалах и появились механические лебедки, ручной работы все равно остается немало, – рассказывает швартовщик с 15-летним стажем Гундарс Берзиньш.

 

Случай из практики швартовщика Гундара Берзиньша:

– Моя работа интересна тем, что в ней не бывает двух одинаковых ситуаций. Однажды в порт зашел однокорпусный нефтетанкер, сопровождавшийся лодками Greenpeace, которые не давали ему приблизиться к причалу. Нам пришлось пару часов сидеть на причале в ожидании танкера. Зеленые серьезно задерживали работу в порту и создавали опасную ситуацию. Наконец, пожарные-спасатели отогнали их от причала с помощью водяных струй, и танкер смог пришвартоваться.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: