О героическом поступке вентспилсчанина Виктора так бы никто и не узнал, если бы не произошёл другой, несвязанный с этим случай – операция по спасению яхты недалеко от Овишского маяка.

В конце июля рядом с Овишском маяком у латвийской яхты Victoriaвозникла проблема–у плавстредства сорвало якорь и оно налетело на мель. На место прибыли сотрудники Центра координации поиска и спасения на море. Через некоторое время, убедившись, что здоровью членов экипажа ничто не угрожает и окружающей среде не наносится вред, операцию по спасению прекратили. Но на портале ventasbalss.ruсразу после публикации новости последовали комментарии, ставящие под сомнение правильность действий Службы береговой охраны, которая не довела операцию до конца. Возмущаясь по этому поводу, один комментатор вспомнил случай, когда в мае вытащил из воды одного рыбака, а второму помог удержаться на плаву – их лодка перевернулась и собственными силами они уже не могли выбраться на берег.

Прибывшие на место сотрудники Государственной пожарно-спасательной службы (ГПСС) вытащили из воды второго рыбака, после чего обоих мужчин передали в руки специалистов неотложной медпомощи, которые доставили пострадавших в Кулдигскую больницу. Домой мужчин отпустили через несколько часов уже с чеком в руках. «Оказывается спасение – услуга платная», – возмущался читатель портала. Вентас Балсс удалось найти этого человека, который вовсе не жаждал славы и восхищения читателей, а лишь возмущался из-за непонятной ему ситуацией.

Виктора Чернышева в городе знают многие – он пишет душевные стихи, принимал участие в строительстве кошачьих домиков в подвале многоэтажного дома в Парвенте и двух домах на проспекте Лиелайс, многие знают его как заядлого рыбака, а теперь мужчина запомнится вентспилсчанам ещё и как человек, совершивший отважный поступок.

Третьего мая он по обычаю поехал рыбачить на озеро Набас. Коллеги по ловле составить компанию в тот день отказались, но Виктора «что-то потянуло на озеро», не иначе как высшие силы. Клёва не было, и Виктору захотелось уехать, но тут на наживку польстился карп – красивый, килограмма на четыре. Такого королевского карпа Виктор давно не ловил, но радость длилась недолго. По какой-то необъяснимой случайности рыбу он сунул мимо садка, фактически отпустив её. «Царь-рыба пришла меня остановить и тут же ушла, мистика какая-то. Когда рыба ушла, с середины озера раздался еле слышный зов о помощи», – рассказывает Виктор. Это кричали двое рыбаков, чью лодку перевернул сильный порыв ветра, из-за чего они оказались в холодной воде – температура была не больше + 8 градусов. Промокшая одежда тянула их ко дну. «Быстро надул свою маленькую лодку и поплыл к ним, – вспоминает Виктор. – Двое мужчин уже замёрзли и обессилили, попробовал их затащить в свою лодку, но тщетно – она оказалась слишком мала. Тянуть их обоих бесполезно – ветер сильный, и они висят на бортах как якори. Спросил, кто из них может побыть у перевернувшейся лодки, пока я оттащу к берегу того, что послабее. Зажал его руки своими ногами и минут 15 тянул до суши. Как только добрались до берега, убедился что с мужчиной всё нормально и поехал за вторым.

Моя лодка начала сдуваться. Добрался до второго мужчины, который провёл в воде уже много времени. Он сказал мне, что не чувствует рук и больше не может держаться на плаву. У меня самого руки уже отнимались, сил не было тянуть, плачу и говорю ему: «Ты погоди тонуть! Лиго на носу, вместе гулять будем!». Тут и помощь подоспела. Спасателей вызвали другие рыбаки».

 

Пострадавших увезли на машине скорой помощи в Кулдигскую больницу. Через несколько часов, по словам Виктора, рыбаки, которые тоже оказались вентспилсчанами, вместе со своими жёнами вернулись на место происшествия поблагодарить своего спасителя, и невзначай у них проскочила фраза, что в больнице им пришлось заплатить. Это Виктора и возмутило больше всего – за что платить, неужели за спасение?

Вентас Балсс связалась с представителем ГПСС Интой Шабохой, которая успокоила тех, кто начал сомневаться: «За спасение платить не надо», – заверила Шабоха. А вот за то, что рыбакам оказали помощь в больнице, они заплатили так называемый пациентский взнос. «Даже если вас доставили в больницу в коме, и медики проделали над вами определенные манипуляции, при выписке вам придётся оплатить этот взнос, от него освобождается лишь узкая категория лиц», – пояснил контрольный врач Кулдигской больницы Арис Петерсон.

"Наша функция спасать людей, а не имущество"

Артис Тирзмалис, начальник Службы береговой охраны:

 

– Береговая охрана, согласно нормативным актам, приступает к своим обязанностям, только в том случае, если ЧП угрожает жизни и здоровью пассажиров, как например в случае с судном Mona Lisa (в 2008 году в Ирбенском проливе сел на мель крупный круизный лайнер Mona Lisa, на борту которого находились 984 пассажира – прим. автора), или с плавсредством произошло ЧП и оно загрязняет окружающую среду, как, например, случилось с греческим судном Golden Sky в 2007 году (оно село на мель с опасным грузом на борту, и по мере уменьшения осадки судна произошла утечка топлива – прим. автора), или угрожает безопасности передвижения других судов. В случае спасения людей услуга Береговой охраны, естественно, предоставляется бесплатно.

Вопросы о нанесении вреда окружающей среде и др. рассматриваются отдельно. Что касается яхты Victoria, выяснилось, что никто из членов экипажа не нуждался в помощи, она не заполнена химикатами или иным опасным грузом, поэтому ничто не угрожает окружающей среде. Проблема возникла только у владельца яхты, но береговая охрана не спасает имущество. Вы хотите оплачивать счёт за спасение яхты несознательного владельца из своих налогов? Конечно, нет! Мы свою работу довели до конца. Если бы заметили, что есть опасность, то сотрудники охраны предложили бы доставить капитана и экипаж до берега, гостиницы, но они отказались, сказали, что еды на яхте достаточно. Если грозит опасность человеку, мы спасаем только его, в наши обязанности не входит спасение плавсредства или другого имущества.

Вспомните случай в Рижском заливе, когда рыбаков унесло в море на льдине. У многих с собой были ящики с дорогими рыболовными принадлежностями. Думаете рыбакам разрешили их взять с собой в вертолёт? Нет, конечно. Если человек пытается сохранить своё имущество, то он не садится в спасательную шлюпку, корабль или вертолёт. У него есть право остаться на принадлежащем ему имуществе, в данном случае на яхте. Как только он сходит с неё, оставляя в море, плавсредство уже не имеет владельца. Любой другой, у кого есть возможность плавсредство спасти, на законных основаниях может оставить это имущество себе. Именно поэтому капитаны до последнего остаются на своих судах.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: