В связи с введенным Россией эмбарго в Латвии закупочные цены на молоко стремительно падают. Повезло тем предприятиям, которые до этого времени работали с местными перерабатывающими фирмами, а не отправляли латвийское молоко в Литву. Молочный путь: Латвия - Литва - Россия сейчас рискует быть прерван вовсе. В последние дни расторгнуто несколько договоров о закупках молока с литовскими производителями.
"Все плохо и будет еще хуже" - млечный путь исчезает
0Те предприятия, чье произведенное молоко в основном уходило на экспорт в Россию, и в Литву, вынуждены срочно переориентировать рынок сбыта, иначе им грозит банкрот. Те же предприятия, которые молоко продавали местным молокопереработчикам, также вынуждены будут терпеть убытки. В выигрыше останется лишь покупатель.
«Шайза большая и с далеко идущими последствиями, - вот так совсем не литературно, высказалась владелица предприятия «Jaunpope» Лигита Индриксоне о сложившейся ситуации в Латвии, которая только набирает обороты. - В любом случае платить за все, как всегда, придется крестьянам, потому что переработчики уж точно терпеть убытки как мы не будут. Произведенное молоко, а это около 124 тонны в месяц, мы сдаем Тукумскому комбинату, кооперативному обществу «Дундага», совсем небольшой процент продукции реализуем в вентспилсском магазине. Пока еще мы сдаем молоко по 0,31 евроцента за литр, но если снизят цену до 0,22, что будем делать не знаю, смотря как долго это продержится, будет ли оказана помощь нам. В тоже самое время, мне рассказали, что в России пустые полки. Все на своих плечах выносят крестьяне — пережили 49-ый, 91-ый. Переживем ли 2014-ый, увидим. Во всяком случае капитан последним покидает корабль, это в данном случае про нас, крестьян».
На плаву и в лодке сейчас чувствует себя хозяин крестьянского хозяйства «Акменькални» Карлис Акумс, который предлагает в своих магазинах биологически чистые продукты питания, в том числе молоко. «Переизбытка биомолока на данной момент в Латвии нет. Благодаря тому, что у меня были сравнительно низкие цены на продукты, ниже чем у других производителей, я никаких последствий для себя не вижу. По имеющейся у меня информации, молокоперерабатывающее предприятие «Tukuma piens» сохранит закупочную цену до 15 августа. Потом будет снижение. На биологические хозяйства это не распространится». Снижение цен не должно быть большим, всего на пару евроцентов, - говорит председатель кооператива.
Падение закупочной цены до 22 центов Карлис не предвидит, но и не исключает, такого варианта, поскольку рынок будет перенасыщен и производители вынуждены будут сдавать молоко даже за такую цену. Тяжелее всего придется тем, кто ориентировал молоко на литовский рынок. По данным Евростата большую часть на рынке экспорта молока, а именно 94%, составляют страны ЕС, 81% уходит в Литву. «Мы на протяжении многих лет были постоянными партнерами предприятия «Тukuma piens», не прыгали, не искали где выгодней. Стабильность - важный фактор в бизнесе, в партнерских отношениях», - говорит Карлис.
Фирма «Piena partneri» была одной из тех, кто искал, где выгодней, а выгодней было работать с литовским рынком, поэтому, по прогнозам предпринимателя, она и пострадает больше всех. Теперь им будет труднее выйти на внутренний рынок, поскольку нет в них надежности.
Крах уже наяву
Нерадужное будущее уже предвидит Инара Шпуде, владелица предприятия «Liepas», которое в год производит около 400 тонн. Она работает с фирмой «Piena partneri» уже на протяжении 5 лет. Буквально на днях они прислали письмо, в котором известили, что в связи с изменениями, закупочная цена составит 0,20 евроцента (вместо прежних 0,38). "Впредь молоко будем сдавать Рижскому молочному комбинату, и неизвестно смогут ли нам заплатить, учитывая новую цену", говорит предпринимательница.
«Остановить машину просто невозможно, с нашими кредитами в банках, а крестьяне не могут без них.Техника дорогая, сразу не купишь. Кредиты надо как-то отдавать. Мы не знаем, что делать теперь, цена упала вдвое. Мы планировали свое производство, учитывая те закупочные цены, усердно работали, а теперь спать спокойно не могу в связи с этими изменениями. Я созванивалась и с коллегами, которые занимаются продажей говядины, там тоже крах, за копейки у них его закупают. Это только начало, и чем это все закончится, никто не знает. Скорее всего банкротство. Один только покупатель будет счастлив!», - говорит Шпуде.
Естественный отбор для внутреннего рынка
«Краткосрочного решения не вижу здесь никакого, - говорит экономист Иварс Бриверс. - Политики уже сейчас решают, как латать дыры. Долгосрочное же решение может быть такое, о котором заявлял ранее — экспорт не должен быть основой латвийской экономики. Может, наконец, люди поймут, что производить нужно для нашего, внутреннего, рынка. Не такая уж и маленькая страна Латвия с точки зрения потребления продуктов питания. А что было делать тем, кто выращивал сахарную свеклу, брал кредиты в банках на покупку техники, и в один момент их бизнес закончился, не по их вине, конечно. Они наверное сейчас на полях в Англии. Скоро начнется еще одна волна покидающих родину. Россия, как всегда, виновата? Даже если найдем другой рынок сбыта, кто даст гарантии, что там не поменяются условия и снова придется искать быстрые решения. Надо думать на будущее, и единственное решение - производить для своего рынка. 2 миллиона человек выпьют много молока».
Ранее, кстати, министр земледелия Янис Дуклавс заявлял, что в стране производится в два раза больше молока, чем нужно для местного потребления. На данный момент в Латвии зарегистрировано 10 625 производителей молока.
Комментарии (0)