Латвии прочат хорошие перспективы в высокотехнологичных отраслях экономики. Вентспилс развивает эти направления уже десять лет – с тех пор, как открылась электронная фабрика, которая позже была переименована в HansaMatrix Ventspils.
Вентспилс – номер один в бизнесе
0Предприятие на 100% принадлежит материнской компании HansaMatrix Grupa, которая, помимо вентспилсского, имеет производства в Огре и Марупе. Вентас Балсс побеседовала с главным акционером компании ИЛМАРОМ ОСМАНИСОМ о том, по какой причине он выбрал Вентспилс местом для своего бизнеса, как рискнул не закрыть производство в годы кризиса и почему уверен в будущем вентспилсской дочки.
– Электронное производство уже десять лет в Вентспилсе. Помните ли Вы, как возникла идея прийти сюда со своим бизнесом?
– В 2006–2007 годах компании, которая в то время называлась Hanza Elektronika, требовалось стремительное развитие, но в Огре трудно было найти достаточное число работников. Стали искать место для второго завода подальше от Риги, потому что, чем ближе к столице, тем труднее рекрутировать рабочую силу, ведь Рига затягивает её в себя. А поскольку мы работали с клиентами из Скандинавии, то искали место с сообщением с этим регионом. Рассматривали Лиепаю и Вентспилс. Именно в то время я получил письмо из Вентспилса с приглашением рассмотреть возможности развития бизнеса и предложением строительства промышленных зданий. Полученная информация полностью совпала с нашими интересами.
– Спустя два года после открытия электронной фабрики грянул экономический кризис. Наверняка он коснулся и Вашего предприятия.
– Кризис заставил нас думать, как выжить. Объём производства упал на 45%, мы стали подумывать, а не закрыть ли один завод, но как-то удержались. Нас поддержал Парк высоких технологий, предоставив на время кризиса скидку в арендной плате. Общими усилиями мы остались на плаву, а в последние два-три года объём производства снова стал стремительно расти. Начинали производство в Вентспилсе с 40 работниками, затем число занятых упало до 30, зато сейчас на предприятии HansaMatrix Ventspils заняты около 200 человек!
– Какая часть Вашей компании принадлежит вентспилсскому предприятию?
– Если говорить о процентах, то очень близко к половине – примерно 40% от общего продукта группы и около 45% от общего числа занятых. В Вентспилсе находится одно из производств компании АО HansaMatrix Grupa. В то же время это отдельное дочернее предприятие – ООО HansaMatrix Ventspils. Мы осознанно развиваем здесь ту часть производства, которая требует больше работников.
– В прошлом году HansaMatrix Grupa вышла на Рижскую фондовую биржу. Какова сейчас ликвидность компании?
– За год нам удалось с 13% до 17% увеличить биржевой free float, то есть количество акций компании, находящихся в свободном обращении. Плановый рубеж – 25%, к нему и стремимся. Хотя мы вышли на рижскую биржу, наши акции котируются в Балтийском списке предприятий, и, между прочим, основная часть новых инвесторов нашей компании, которые покупают свободные акции, – это эстонцы.
– Какие условия требовались, чтобы акции компании начали котироваться на бирже?
– Прежде всего, компания должна интересовать новых акционеров. Значит, она должна повышать свою стоимость. С другой стороны, для выхода на биржу необходимо отвечать требованиям целого ряда законодательных документов, необходимо открыть много информации о себе. К тому же для начальной котировки необходимо было собрать достаточное количество свободных акций, или free float, которые не связаны с уже имеющимися стратегическими инвесторами. Всё это мы выполнили, и наши акции начали котироваться на бирже.
– Не с этим ли было связано Ваше решение продать часть своих акций HansaMatrix?
– Такое желание у меня было. В настоящее время моей компании Макро Рига, в которой я являюсь единственным владельцем, принадлежат 60% акций HansaMatrix, а когда-то принадлежало 100%, поскольку я выкупил акции у двух предыдущих акционеров – Балткап фонд и шведского инвестора Хорнелл Техник инвест. Поскольку моей целью не было становиться единственным акционером компании, это и определило решение котироваться на бирже.
– Кто является основными инвесторами HansaMatrix?
– Сейчас у компании примерно 85 инвесторов. Около десятка из них – разные фонды, в том числе пенсионные, остальные – частные инвесторы. Среди наших инвесторов – пенсионные фонды Сведбанк и Инвалда. Но в Латвии есть ещё пять управителей пенсионными фондами, так что у них тоже имеется возможность приобрести акции нашей компании.
– У Вас в Вентспилсе было ещё одно предприятие – производство жидко-кристаллических дисплеев EuroLCDs.
– Оно до сих пор есть и успешно работает. Это связанное с нами предприятие, HansaMatrix принадлежит 16% долей капитала EuroLCDs. Некоторое время назад я ещё руководил EuroLCDs, но сейчас там отдельный менеджмент, поэтому я не хотел бы комментировать его работу. Могу только подтвердить, что производство очень современное и выпускает высокотехнологичную продукцию.
– Имея предприятия в Вентспилсе, Огре и Марупе, Вы можете сравнить бизнес-среду в разных самоуправлениях.
– Вентспилс выделяется своей ярко выраженной ориентированностью на развитие предпринимательства. Если распределить самоуправления по рангу, то именно здесь самое лучшее отношение к предпринимателям. Я думаю, что по отношению к бизнесу Вентспилс – номер один в Латвии.
– Есть ли у Вас совместный бизнес с Гиртом Валдисом Кристовскисом, который хотел бы занять место в Вентспилсской городской думе?
– У нас с ним нет совместного бизнеса, но некоторое время назад он работал у нас консультантом, помогал наладить сотрудничество с Министерством обороны. У Кристовскиса, как бывшего министра, сохранились обширные контакты в этом ведомстве. Но мы изначально договорились: как только он займётся политикой, наше сотрудничество на этом закончится. Я считаю, что политика мешает бизнесу.
– Расскажите о продукции электронного производства в Вентспилсе.
– Могу открыто говорить о двух видах продукции, которые производят в Вентспилсе. Это беспилотные летательные аппараты, или дроны AirDog и продукция для компании Mikrotīkls. Эта компания – номер один в отрасли ИТ в Латвии и один из крупнейших экспортёров. С другими клиентами у нас конфиденциальные договоры, которые не уполномочивают меня рассказывать о том, какую именно продукцию мы для них выпускаем. В настоящее время число основных клиентов группы HansaMatrix колеблется от 15 до 20.
– Верно ли я предполагаю, что история успеха Mikrotikls началась именно на Вентспилсской электронной фабрике?
– Сначала эта компания занималась разработкой лишь программного обеспечения. Их история успеха началась, когда они решили, что им нужно и своё железо, иными словами – аппаратура, которая используется в компьютерах. Это маршрутизаторы, передающие мобильные данные. Да, начинали мы с ними вместе, но они очень стремительно развиваются и сегодня, помимо нас, у них есть другие партнёры. Конечно, хочется развиваться в ногу с ними, чтобы сохранить объём заказов. В Вентспилсе для них производится довольно большой объём продукции. Например, когда вы подключаетесь к беспроводному Интернету, то, вполне возможно, вы используете продукцию Mikrotīkls, выпущенную в Вентспилсе.
– В последнее время всё чаще говорят о том, что будущее Латвии – за высокими технологиями. Что Вы скажете об этом?
– Кому как не мне согласиться с этим высказыванием?! Это и вид бизнеса, и производство, которое не требует очень больших ресурсов. Необходимы качественные помещения, оборудование, инженерные знания и капитал, инвестиции.
– Как с этим обстоит дело в Вентспилсе?
– Здесь есть вуз с инженерным факультетом, где изучают информационные технологии, программирование и электронику. Это ключевой фактор, благодаря которому мы смогли создать рабочие места, ведь у нас на каждые десять работников приходится один инженер.
– Вы довольны качеством подготовки инженеров?
– Отвечу так: несмотря на разные соблазны, я до сих пор остаюсь со своим бизнесом здесь. Качество подготовки инженеров нас вполне устраивает, единственное, хочется, чтобы их было больше. Пока что инженеров недостаточно и тех мы рекрутируем уже со студенческой скамьи. Каждый год можем рассчитывать на два-три готовых инженера, а нам хотелось бы пять. Но интерес к инженерным наукам должна закладывать школа. Поэтому мне очень нравится, что в Вентспилсе этот интерес прививают с младшего школьного возраста в кружках при Дигитальном центре. Показательно, что на пятьсот мест в кружках заявки подали шестьсот желающих. Это даёт надежду на будущее. При очень большом сопротивлении всё же хочется, чтобы в средней школе был введён экзамен по точным наукам. В наш век технологий без этого невозможно!
– Как Вы оцениваете развитие отрасли в целом?
– Оно очень стремительно. Если взять пять крупнейших предприятий, то за последние три года их объём экспорта удвоился. Годовой прирост составляет примерно 30%. Можно говорить о том, что в экономике Латвии ИТ и электроника выходят на лидерские позиции. Думаю, мы уже обогнали фармакологию и, если продолжим такими же темпами, то года через три-четыре догоним и деревообработку.
– Во время визита в Вентспилс президента Латвии Раймонда Вейониса Вы жаловались на консервативность науки.
– Это проблема не только Латвии, она распространена во всём в мире – учёные хотят заниматься тем, что им нравится, и их не всегда интересует то, что интересует индустрию. Я не жду какого-то большого вклада науки, но хочется, чтобы вузы, занимаясь исследовательской деятельностью, выбирали направления, связанные с развитием предприятий и бизнеса, в том числе в сфере ИТ. Наука должна идти впереди нас.
– В Вентспилсе у Вас есть возможность говорить об этом на заседаниях Комиссии по содействию предпринимательству.
– Я вхожу в эту комиссию. Одно из заседаний было посвящено нашей отрасли. Могу сказать, что все мои советы и пожелания до сих пор выполняются. Мы делаем свою часть работы – развиваем производство и создаём новые рабочие места. Но мне нравится и то, что делается в публичном секторе, особенно воспитание у школьников интереса к точным наукам! Думаю, Вентспилс может служить в этом хорошим примером для других самоуправлений.
– Как планируете развивать производство в ближайшем будущем?
– Полтора года назад мы получили новые помещения в Центре электроники, построенном на территории Парка высоких технологий. Половина из них уже используется, вторую половину освоим в течение ближайшего года-двух. В этом году открыли вторую производственную линию в Вентспилсе для дальнейшего развития, увеличения объёмов и ассортимента продукции.
Комментарии (0)