Следующим этапом бурного развития Вентспилсского порта после эпохи Курземско-Земгальского герцогства стало время, когда Вентспилс вошёл в состав Российской империи. Ознакомиться с моментами прошлого нам помогла историк Вентспилсского музея Ингрида Штрумфа.

Когда существовавшее в 1795 г. Курземско-Земгальское герцогство стало Курземской губернией Российской империи, Вентспилс представлял собой невзрачный городок, деятельность порта была в упадке и в начале века о ней практически не говорилось. В первой половине XIX в. о Вентспилсском порте сообщалось в центральной прессе того времени. Например, в 39-м номере Латвиешу Авизе за 1832 г. освещается важное событие – 3 сентября в порт зашёл первый пароход. В газете его назвали огненный корабль, какого наши жители взморья ещё не видели. Десять дней он простоял в порту, пережидая сильный ветер, после чего взял долгожданный курс на теперешнюю Голландию. Вентспилсский священник Фридрих Николай Пауфлер (1778–1856), который предоставлял газете довольно много информации о Вентспилсе, не упустил из виду и это событие. Друг латвийского народа поведал, что на таком корабле по морю можно идти быстро, и морякам ненужно пережидать ветер. Наши жители взморья не могли в это поверить.

 

В 37-м номере газеты за 1836 г. о Вентспилсе говорится следующее: это хороший порт, но из-за наносимых ветром песков местами он становится мелководным. Из Вентспилса в Голландию, Англию, Данию, а также Пруссию вывозили льняное семя, зерно, лён и коноплю. Товары завозились со всей Курземе, древесину сплавляли по Венте. В порт завозили соль, сельдь и прочие товары, которые распространяли дальше по Курземе и в Литву. В Вентспилсский порт ежегодно заходит и из него выходит 50–60 судов, которые главным образом уходят, наполненные зерном, шкурами, солониной, жиром, маслом, досками, льном, льняным семенем. В 1838 г. 57 выходящих из порта судов вывезли товары стоимостью 470 тыс. рублей. Входящие суда, которые главным образом привозили сельдь, соль, аптечные товары, различные материалы и вино, завезли товара на стоимость примерно в 100 тыс. рублей.

 

В 1840 г. речь шла уже о 86 входящих судах, которые провозили товар стоимостью в 30 тыс., а вывозили – в 200 тыс. рублей.

 

Такая картина сложилась в первой половине XIX в. Вплоть до середины века ничего особо не менялось, а потом, возможно, при финансировании центральной власти в порту начались положительные перемены. До тех пор порт в плане строительства сохранился таким же, как и во время герцогства. Как рассказывает полковник российского Генштаба А. Орановский в новостях, опубликованных в 1862 г., в 1780 г. были обновлены старые молы, построенные ещё при герцоге Эрнесте в 1737 г. Также были построены прибрежные форты (даже в наши дни на Шведском валу можно найти их остатки). Молы ремонтировались в 1817–1819 гг., однако в середине века Южный мол был полностью разрушен ветром, в конце устья и в самом порту образовалась мель, сюда не могли войти суда даже средних размеров.

Новые работы по строительству порта были начаты в 1852 г. и на эти цели было выделено 300 тыс. рублей.

Читай еще

Комментарии (0)

Оставь комментарий:

Чтобы оставить комментарий, просим сначала войти в систему через: